Автор пишет в жанре хонкаку-детектива, который предполагает, что читатель внимательно следит за ходом расследования, знает все подробности и может строить свои версии. Но по прочтении книги и после выяснения всех обстоятельств дела читателю, скорее всего, придется признать интеллектуальное превосходство автора, придумавшего такой изощренный способ убийства, что разгадать его способен только сверхчеловек — астролог Киеси Митараи. Он появляется на месте преступления в сопровождении своего друга, от чьего лица периодически и ведется повествование, и почти сразу выясняет, в чем дело. Полицейские же, которые до этого тщательнейшим образом разбирали все нюансы произошедшего, не смогли придумать ничего лучше, как заподозрить в преступлении деревянную куклу. Они запутываются, и читатель запутывается вместе с ними, хотя потом, заново пролистывая книгу, мы видим, что автор и в самом деле расставил все метки, необходимые, чтобы идти в расследовании в верном направлении. И даже если читатель не догадается о способе убийства (уж очень он изощренный), то убийцу при внимательном прочтении все-таки можно вычислить; правда, для этого нужно не погружаться вместе с полицейскими в особенности устройства дома, где все произошло, а обратить внимание на авторскую интонацию: она-то и позволяет вычислить преступника.
Но самое интересное происходит уже вслед за тем, как астролог разоблачает преступника. Тот радостно во всем признается, стоит астрологу намекнуть, что он понимает, в чем дело. А затем долго и подробно рассказывает, как все тщательно спланировал. А оставшиеся в живых восхищаются тем, как ему удалось это сделать. Тут трудно удержаться от мысли: а нельзя ли было все сделать попроще, тем более что преступник даже рад тому, что его преступление так быстро раскрыли? Но нет. В Японии убийство — это тоже своего рода искусство.
Симада Содзи. Дом кривых стен / пер. с япон. Сергея Логачева. — М.: Эксмо, 2019. — 320 с. Тираж 7000 экз.