14 февраля в прокат выходит фильм «Айка». Самал Еслямова, сыгравшая в нем главную роль, стала первой актрисой в истории Советского Союза и постсоветского пространства, удостоившейся приза в номинации «Лучшая женская роль» на Каннском кинофестивале. Для режиссера Сергея Дворцевого это второй игровой фильм. Первый — «Тюльпан» — десять лет назад получил главный приз в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Главную женскую роль в нем тоже сыграла Еслямова. Накануне выхода фильма «Айка» в прокат «Эксперт» поговорил с Сергеем Дворцевым о подробностях съемочного процесса, о том, как он добивался от исполнительницы главной роли и от всех остальных актеров максимального творческого результата.
— События в фильме происходят на протяжении нескольких дней, а съемки длились несколько лет. Как у вас все срослось, как вы добивались напряжения в кадре?
— Когда я снимаю, у меня нет строгого разграничения: сейчас начинается подготовительный процесс, с такого-то числа начинается съемочный процесс, а с такого-то — монтаж. У меня все объединено, все происходит параллельно. А когда ситуация позволяет, я не снимаю. Я не снимаю, если что-то не готово — не готовы актеры, животные, если погода не та, которая нам нужна. В этот момент я либо репетирую, либо монтирую, либо обсуждаю с актерами драматургию, как мы будем эту историю развивать. Идет ежедневная работа, но это совсем не обязательно съемки.
Я считаю, что тот период работы над фильмом, когда ты не снимаешь, тоже важен. Съемки как процесс: «давай снимать, снимать, снимать» — бессмысленны, если ты не знаешь, что ты делаешь. Мне необходимо, чтобы я понимал: это важно снимать, а это не надо снимать. Как говорил Чехов, «важно, что ты вычеркнул, а не то, что ты написал». Вычеркивание, когда ты от чего-то отказываешься, а не бегаешь и что-то напропалую снимаешь, тоже часть процесса создания фильма. Я постоянно анализирую сценарий, делаю изменения в нужную сторону, встраиваю историю в реальность. Обычно режиссеры делают наоборот. Они меняют реальность в соответствии с историей, а я меняю историю так, чтобы она встраивалась в реальность, чтобы сохранить атмосферу, ощущение «сырой» жизни. Мне кажется, что так мало кто делает, потому что сегодня кино продюсерское, и чем дальше, тем более продюсерским оно становится. Все калькулируют: одна страница — это, условно, одна минута изображения. Так все рассчитывают бюджеты. А у меня по-другому, я не считаю, что одна страница сценария — это одна минута изображения. Бывает страница, которая вмещает в себя десять минут изображения, а есть такая, которой и на минуту не хватает. Все зависит от конкретной истории.
То, чем я занимаюсь, — это искусство кино, а не создание продукта на продажу за определенное количество смен. Когда у меня спрашивают: «Сколько у вас было съемочных смен? — этот вопрос ставит меня в тупик, потому что я не знаю.
— Как вам удавалось собирать всех актеров на протяжении стольких лет вместе и вдохновлять их войти в то же самое психологическое состояние, в како