Про панков, мечтателей и театральные билеты
Быть независимым режиссером и делать независимые проекты легко и приятно: ты можешь спать сколько хочешь, а можешь не спать, можешь позвать какого хочешь актера, а можешь не позвать, можешь ставить, а можешь и не ставить.
Обычно те, кто «впрягается» в такие истории, не ставить не могут — потому что иначе выдержать груз независимости невозможно.
Когда весной я выпускала свою первую взрослую премьеру «Буду делать тебя звездой», главред «РР» Виталий Лейбин говорил: «Смородинка, напиши, как ты ставила спектакль, интересно же». Я угукала на автомате и думала, как закрыть собой очередную дыру. Например, в воскресенье актриса попадает в больницу, а в четверг — первый показ на зрителя. Или завтра премьера, а украшения вынесены уборщицей в мусор, потому что реквизитор — роскошь для независимого проекта, а вы играете не в театре, а в отеле. Или Фейсбук блокирует твою рекламу. Или. Или. Или. Обычная жизнь, которая всегда догоняет всех режиссеров — вроде болезней команды, ошибок постановочной части или непроданных билетов, — в независимом театре часто умножается на поиски площадки и волшебника, который пресловутые билеты продаст. Продажи в театре вроде попытки добыть алхимическое золото: какой инструмент сработает наверняка, знают избранные (возможно, не знает никто).
В октябре в Москве случилось важное открытие — независимые режиссеры объединились на Площадке 8/3 (это, если что, адрес на улице Казакова). Интендантом (кажется, первым в России; «интендант» — немецкое слово, означающее руководителя театра) стал один из главных героев театрального андеграунда Всеволод Лисовский, управляющим — еще один важный для независимого театра режиссер, Юрий Муравицкий. На открытие вход был принципиально платный: хотя бы по сто рублей, но с каждого. Похоже на революцию. Тем более что в Москве театра «для панков и мечтателей» еще не было.
Мой любимый спектакль «Буду делать звездой» в эту площадку, правда, не вписывается. Независимый спектакль в нетеатральном пространстве — особый тип приключения, рекомендован самым отчаянным безумцам и мечтателям. После премьеры в отеле мы играли в лофте на Рублевке и особняке на Чистых прудах, а теперь будем играть в пространстве Stage Community — вроде бы театр, но с рестораном и библиотекой, и тоже независимый.
В общем, написала я эту колонку только для одного. Мне ужасно любопытно, как она повлияет на продажи билетов. И если это случится, предложу редакции вместо текста про то, как сделать независимый спектакль, сериал про жизнь этого спектакля.
Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»
28/10-31/10
Москва
Первый российский форум социального и инклюзивного театров — это 12 разных спектаклей, которые были отобраны экспертами из более чем 80 заявок. Так, «Гроза — среда обитания» Михаила Фейгина — столкновение мира слышащих и неслышащих, «Пещера» Всеволода Лисовского (кстати, создатели не считают ее инклюзивным спектаклем) — соединение разговоров людей без определенного места жительства и трактата Платона, а в «Фабрике историй» Бориса Павловича участвуют профессиональные актеры и подопечные центра «Антон тут рядом» с диагнозом РАС. На большинство мероприятий вход свободный по предварительной регистрации.
Все, что произошло и могло произойти
Режиссер Хайнер Гёббельс
31/10- 02/11
Санкт-Петербург, Музей стрит-арта
Театральная олимпиада — 2019 привезла в Петербург довольно свежий (премьера прошла в английском театре Artangel год назад) междисциплинарный проект немецкого режиссера Хайнера Гёббельса. Он покажет перформанс с участием 17 актеров и музыкантов и масштабную мультимедийную инсталляцию.
Вдохновила Гёббельса книга Патрика Оуржедника «Европеана. Краткая история двадцатого века». XX век в ней — риторическая фигура и фикция, микс лозунгов, убеждений и стереотипов. В 2001 году «Европеана» была признана в Чехии «Книгой года»; ее перевели на двадцать языков.
Фестиваль «Маршак»
26/10-03/11
Воронеж
15 театров из России, Израиля, Бельгии покажут в Воронеже 19 спектаклей для детей. Среди постановок — «10:10» Кэролайн Корнелис от бельгийского театра NYASH Co — спектакль-участник off-программы Авиньонского фестиваля, мюзикл «12 месяцев» петербургского театра «Карамболь», который был номинирован на «Золотую маску» этого года в пяти номинациях и «Дети ворона» московского Центра им. Вс. Мейерхольда. Интересно, что церемонию награждения подготовят воронежские дети в возрасте от 8 до 12 лет — они сами определят, какие спектакли и по каким критериям они выделили бы из программы, а швейцарский режиссер Корсин Гауденц будет курировать их работу в проекте «Жюри».
Мама
Режиссер Юрий Шехватов
22/10
Москва, Площадка 8/3
Фестиваль драматургии «Любимовка» начинает выпуск собственных спектаклей. Пьесы участников фестиваля будут поставлены режиссерами на новой театральной Площадке 8/3. Проект откроет постановка по пьесе «Мама», которая вошла в основную программу фестиваля 2016 года, а потом ее сразу же поставил Юрий Бутусов.
Главная героиня спектакля после своего дня рождения вспоминает прожитые 28 лет — потери, безответная любовь, вечные вопросы. Кроме актрисы Марины Карлышевой на сцене еще два «персонажа»: живая электронная музыка и анимация на экране.