Книга «Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим», написанная известным российским журналистом Александром Архангельским, представляет собой биографию Теодора Шанина, основателя и президента Московской высшей школы социальных и экономических наук — Шанинки. А поскольку книга создана на основе многочасовых интервью, ее фактически можно назвать автобиографией, что придает ей дополнительную достоверность.
Название книги Архангельского не случайно. Семья Теодора, как и большинство виленских евреев, принадлежала к направлению иудаизма миснагдим — «несогласные», которое противостояло значительно более известному хасидизму, за что и получило от хасидов такое название. И Шанин замечает: «Так что я — из несогласных». И как показывает вся последующая биография Теодора, каждый ее этап действительно был проявлением несогласия с окружающей его действительностью, стремлением изменить ее. А таких поворотов судьбы в биографии нашего героя было немало.
Теодора Шанина можно уверенно назвать человеком ХХ века, в ходе которого исчезали и возникали государства, их жители переходили из одного гражданства в другое, подчас не успев осознать этого, происходили чудовищные войны и кровавые революции, уничтожались миллионы людей, и миллионы становились беженцами. За время своей долгой жизни Шанин успел побывать гражданином по меньшей мере пяти государств, стал свидетелем и участником нескольких войн, крупным ученым, чьи научные интересы оказались накрепко привязаны к истории и социологии России, русской революции и многострадального российского крестьянства.
Сам Шанин, объясняя свой интерес к истории России и русского крестьянства, говорил: «Русская литература сыграла важную роль в моем воспитании. Россия как мощный культурный феномен во многом определила мое отношение к жизни и понимание своего места в ней. Но был мост, который связал столь любимую мною русскую культуру с российским, тогда советским, правительством, совершавшим странные, а иногда ужасные действия. Этим мостом стали для меня война против нацизма, которая оправдала в моем сознании человека и ученого существование Советского Союза, и русское крестьянство, ставшее главной темой моей научной работы… Поэтому иногда я позволяю себе наглость говорить моим русским друзьям: “А ведь в каком-то смысле я знаю Россию лучше вас, потому что вы, в отличие от меня, ничего не знаете про крестьянство, хотя все вы дети и внуки крестьян”».
Родившись в далеком 1930 году в польском тогда Вильно, Теодор в результате известных исторических событий вместе со всей своей семьей в 1939 году становится гражданином Литвы, а в 1940-м — Советского Союза.
Отец Теодора был зажиточным человеком, предпринимателем и сионистом. Это не укладывалось в стандарты новой власти, и в июне 1941 года, за неделю до начала войны, отца Теодора отправили в лагерь, а мать Теодора и его самого — в ссылку, в Самарканд. Солдаты, пришедшие за семьей и увидев четырехлетнюю сестру Теодора, пожалели ее и разрешили оставить в Вильнюсе с