Как родились идея фестиваля, его концепция?
На формирование концепции повлияли красота места, где он будет проводиться, и компания, в которую входим мы все: Эдуард Бояков, Захар Прилепин и я.
Можно ли сказать, что в центре всех конкурсных работ — герой, чья судьба каким-то образом отражает характерные черты нашего времени?
Да. Но это международный фестиваль. Поэтому важно понимать, что наше время — не только в нашей стране, но и в разных уголках мира. В центре каждой истории, конечно, герой или героиня, и их поступки олицетворяют попытку отстоять жизнь, отстоять достоинство человека.
Как вы составляли программу?
Наш программный директор отсмотрела около 400 фильмов. Можно сказать, что главным критерием отбора является ориентир на традиционные ценности. И художественность, выразительность, конечно.
Это в основном авторское кино или кино, претендующее в том числе и на массового зрителя?
Боюсь, что в основном это именно авторское кино. Потому что нет у нас здесь человеков-пауков и бэтменов, хотя они тоже герои какого-то времени. В центре наших историй все-таки человек, который живет на этой земле.
Вы сами все работы уже видели?
Я посмотрел часть, но не буду говорить о своих личных открытиях: не хочется нацеливать зрителей на просмотр конкретных работ, не хочется задавать им вектор. Очень много хорошего иранского кино, кино из стран, про которые и не думалось, что там есть такие прекрасные ленты. Авторы исследуют человека, его попытки выбраться из сложных социальных обстоятельств. Примерно 70% работ — зарубежные.
Как вы отбирали кино для ретроспективы? В программе соседствуют «Любовь и голуби» и «О чем говорят мужчины».
Одна из программ фестиваля — «Герой. Имя». В этом году это имя — Владимир Валентинович Меньшов, и в ретроспективе кино, которое он снял сам, или кино, в котором он снялся. Это будет ознакомление с его творчеством, с его личностью и его вкладом в русскую культуру. Он сам будет в Железноводске практически все дни фестиваля — участники смогут познакомиться с ним, обсудить его работы.
А почему именно Меньшов?
Потому что Меньшов. В следующем году будет выбрано другое имя.
Вы предполагаете, что Железноводск теперь станет родиной международного кинофестиваля?
Да, по крайней мере, деньги, полученные от губернатора Ставропольского края, — это вклад в то, чтобы Железноводск стал центром фестиваля, таким анклавом культуры.
Это типичное явление для России сейчас — когда регион, чтобы привлечь туристов, финансирует большой фестиваль?
Хотелось бы, чтобы это вошло в практику.
Образовательная программа, лекции в резиденции, пройдет для авторов кино, представленного на фестивале. Как вы отбирали этих 25 человек и что они покажут на самом фестивале?
Они подали заявки на кинопроекты, которые совпадают с направленностью фестиваля, связанные с пропагандой традиционных ценностей и образа жизни. Что это за люди, мы поймем только после третьей резиденции, которая будет итоговой — они покажут свои реализованные заявки на картины, короткие сюжеты. С ними работают кураторы — критики, режиссеры, продюсеры. Не все пройдут эту программу до конца, но финальные работы будут представлены на следующем фестивале. Мы хотим подбирать товарищей, друзей, которым будет интересно то же, что и нам.
Говоря о традиционных ценностях, вы имеете в виду что-то определенное? Вас интересуют конкретные темы?
Похоже, пришло время, когда люди перестают понимать, что такое традиционные ценности… Неужели уже пора объяснять? Это семья, любовь, любовь к родине, материнская любовь, «не укради, не убей».
Все это вечные ценности. Они ведь и так обычно ложатся в основу кино?
Нет, вы знаете, в последнее время у кино, которое получает призы на различных кинофестивалях, несколько иные цели и задачи! Педалируются довольно узкие темы, провокационные — и оцениваются очень серьезно и широко.
Можно ли как-то охарактеризовать образ героя времени, который мы видим в российском кино сейчас? Как он меняется?
Боюсь, мой ответ не будет содержательным, — на это ушло бы шесть часов разговора и обсуждения с конкретными людьми. Чтобы понять, нужно посмотреть не одну работу. В том и цель фестиваля — чтобы зритель подумал об этом в неформальной обстановке, чтобы никто не навязывал ему свой ответ на вопрос.