Чиновники горды собой: жилья сдали в 2011 году больше, чем в Москве, работают специальные жилищные программы, все идет по плану. Однако председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева неожиданно для всех произнесла пламенную речь, предложив ввести норматив минимальной площади квартиры. А вице-губернатор Игорь Метельский добавил: качество и комфортность жилья должны не просто соответствовать всем нормативам, но и устраивать новоселов.
Застройщикам, которые получили на заседании слово, пока не до комфорта – им бы с доступностью разобраться. Например, одно только подключение к электричеству большого жилого комплекса обходится в 5 млн евро, которые раскладываются на каждый квадратный метр, поступивший в продажу. Но если город закладывает в бюджет средства на инженерную подготовку территории под строительство, как это происходило и происходит в жилых кварталах «Юнтолово», «Северная Долина», «Славянка» и «Новая Ижора», то себестоимость получается несколько меньше, и вот она – желанная доступность.
Бывший вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров частенько повторял: доступное жилье – не значит дешевое, это жилье, которое можно купить, используя разные финансовые инструменты. Многие в таких случаях сразу вспомнят об ипотеке, которая действительно дает возможность приобрести новую квартиру. Но те 10-12, ну пусть 20% граждан, которые в состоянии выплачивать кредит, жилье уже купили. Некоторые – не по разу. Для остальных ипотека – такая же роскошь, как собственные квадратные метры.
При подобном раскладе регулировать рынок с помощью нормативных актов, регламентирующих размер квартиры, даже с благими целями, как-то ненарядно. «Регулировать рынок – дело неблагодарное, и установили мы это экспериментально (у России свой неповторимый путь, поэтому мировому опыту мы не доверяем), но все равно продолжаем экспериментировать. Давайте с той же целью (ради комфорта) запретим плацкартные вагоны (там объективно неудобно и мало места) – пусть люди путешествуют в мягких купе. Вот только на сегодняшний день мягкие вагоны и наполовину не заполняются, а плацкарт забит под завязку… И магазины эконом-класса можно отменить: в гурмэ всяко комфортнее…» Это крик души застройщиков, которым город не только не помогает, но и регулярно громоздит административные барьеры.
«Мы должны работать над тем, чтобы минимизировать административные барьеры при согласовании строительства, – выдал обтекаемое резюме губернатор Георгий Полтавченко. – При этом надо думать, как эффективно использовать зоны застройки, расширять рекреационные зоны. Строители должны не забывать предусматривать места для строительства объектов социальной инфраструктуры, не допускать переуплотнения застройки и превышения этажности зданий». Подход разумный, бесспорно, однако застройщики так и не получили конкретного ответа, к чему им стремиться – к доступности или к комфортности жилья. У чиновников как-то не укладывается в голове, что дешевое не бывает хорошим, а хорошее не может быть дешево.
Кроме того, губернатор так и не разъяснил, какую именно работу город собирается проводить и в какие сроки, чтобы удешевить строительство хотя бы на этапе согласования, и будут ли внедряться новые финансовые инструменты для приобретения такого жилья. Поэтому рассчитывать на то, что от введения запретов жилье комфортное и не очень вдруг само собой подешевеет, не приходится.