Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский заявил, что поселок Жирекен, расположенный в Чернышевском районе в 16 км от одноименной железнодорожной станции на Транссибе, нужно полностью расселить. Затраты на этот проект, который затронет судьбы 4,7 тыс. населения монопоселка, краевые власти оценили в пять миллиардов рублей. Перспектив для Жирекена Ильковский не видит: осенью прошлого года компания «Союзметаллресурс» (СМР), подконтрольная En+ Group Олега Дерипаски, на фоне продолжительного падения цены на ферромолибден начала консервацию ГОКа и остановила производство на ферромолибденовом заводе — градообразующих предприятиях поселка. И сейчас, по словам Ильковского, «там живет почти пять тысяч человек, и все заняты в бюджетной сфере. Сами себя топим, сами собою руководим. Все за счет бюджета». Содержание поселка губернатор оценил в 500 млн рублей ежегодно.
Деваться некуда
Свое заявление Ильковский сделал еще 19 марта в эфире телеканала РБК-ТВ, в интервью программе «Давыдов. Индекс». Для краевых наблюдателей оно не стало сенсацией — в конце прошлого года, после начала консервации ГОКа, правительство Забайкалья разработало программу по переселению жителей Жирекена. Сам поселок давно внесен в перечень моногородов, составленный Минрегионом. По оценке фонда «Институт экономики города», его можно отнести к группе сверхмалых и чрезвычайно кризисных поселений: Жирекен удален от крупных населенных пунктов и, как следствие, альтернативных рынков труда. Поэтому расселение, хотя бы частичное, поселку действительно прописано.
Более того, эта задача включена и в комплексный инвестиционный план (КИП) моногорода — основной документ, позволяющий таким муниципалитетам претендовать на федеральное софинансирование. Предполагалось, что для основной части переселенцев будет построен микрорайон в Чите — на землях, лежащих между поселками ГРЭС и КСК. А трудоустроят жирекенцев на модернизируемом заводе крупнопанельного домостроения, на достраивающемся производственно-логистическом терминале Kenon, а также на предприятиях одноименного индустриального парка (впрочем, пока существующего на бумаге).
Программа тогда оценивалась в шесть миллиардов рублей, часть расходов планировалось переложить на федеральный бюджет — но пока от Москвы поддержки не поступило. Вероятно, в том числе и потому, что региональная программа пока что выглядит довольно «сырой» и четко не проработанной. Зато в смелости забайкальским властям не откажешь. По мнению Ильковского, Жирекен — «не единственный город, который нет смысла сохранять». Всего в Забайкалье, подсчитал губернатор, 10 моногородов, которые потенциально могут быть «закрыты». Опыт расселения у властей также есть: в прошлом году из военного городка Степь выехали все 177 семей (причем 85% затрат финансировалось из регионального бюджета, 15% — федерального). «И сегодня там не живет ни одного человека. По сути, мы перестали мучить людей», — заявил Ильковский.
Однако «закрытие» Жирекена, если до этого все же дойдет, — другой случай. Пока можно лишь отметить, что Ильковский и его команда идут против общего тренда — обычно о расселении моногородов так громко и открыто власти не говорят, опасаясь политических последствий. По всей видимости, забайкальский губернатор, делая подобное заявление в эфире федерального телеканала, трезво оценивает степень такого риска — и, прежде всего, рассчитывает, что его услышат в Кремле и Белом доме.
Уже замораживали
«Есть города, которые мы сохранить не можем. У нас есть Жирекен. Он дважды переживал ликвидацию производства, один раз замораживался полностью. Представляете, стоят пятиэтажные дома и отапливаются буржуйками. Второй раз пришел инвестор, восстановил все, но конъюнктура [цен] на молибден поменялась, и производство остановилось снова… Мы покойнику губки подрисовываем, а никакого смысла в этом нет», — заявил в интервью Ильковский. Действительно, в девяностые годы ГОК уже консервировали. В 2002 году его выкупила компания «Союзметаллресурс», она восстановила предприятие и в 2006 году построила рядом с ним ферромолибденовый завод. И все было хорошо, пока не изменилась конъюнктура мирового рынка. Как рассказал «Эксперту-Сибирь» представитель компании, цена на ферромолибден за последние пять лет упала почти в четыре раза — с 82 до 23 долларов за килограмм. При этом стоимость электроэнергии для Жирекенского производственного комплекса за это же время выросла на 70%, цена на дизельное топливо — на 50%, а взрывные материалы, необходимые для работы ГОКа, подорожали на 100%. «В итоге себестоимость производства ферромолибдена в Жирекене на протяжении последних лет превышала рыночную цену практически вдвое. Совместно с региональными и федеральными органами власти мы пытались найти выход, но никакие меры не смогли бы привести к фундаментальному изменению ситуации», — заявил представитель СМР.
Без работы в целом в Жирекене может остаться 1,2 тыс. человек. 706 из них уже уволены, в том числе 567 человек — по соглашению сторон; из 309 оставшихся в штате 196 продолжат работать до окончания консервации. По информации СМР, с осени прошлого года процесс консервации производственного комплекса в Жирекене регулируется рабочей группой, в которую входят представители краевого правительства, компании, профсоюзов и депутатов Законодательного собрания Забайкалья. На базе ГОКа создан консультационный пункт Центра занятости населения (ЦЗН) по Чернышевскому району края. «Обеспечивается содействие ЦЗН в проведении ярмарок вакансий для трудоустройства высвобождаемых работников. Ведется переподготовка специалистов по востребованным специальностям для трудоустройства высвобождаемых работников на новых местах работы. Совместно с профсоюзами разработано и подписано соглашение об условиях высвобождения работников, с 26 ноября 2013 года началось увольнение работников «по соглашению сторон» с получением гарантированных выплат. Увольнение работников производится в соответствии с утвержденным графиком», — рассказали в СМР.
Кроме того, компания приняла участие в подготовке Жирекена к отопительному сезону 2013–2014 годов: была проведена ревизия центральных водозаборных сооружений и центральной отопительной котельной, выполнен ремонт отопительных котлов, насосного оборудования, электрооборудования. СМР осуществляла поставки тепла и воды в Жирекен до 1 февраля 2014 года; после этого отопительная котельная и водовод, обеспечивающие жизнедеятельность поселка и производственный процесс на предприятиях, переданы в управление местному ООО «Коммунальник». Губернатор еще в феврале отмечал, что система жизнеобеспечения в поселке сохранена благодаря «самоотверженности и работников горно-обогатительного комбината, и железнодорожников, и энергетиков, и руководства района».
При этом в СМР подчеркивают: при повышении цен на ферромолибден производственный комплекс в Жирекене можно будет запустить. «Самое важное оборудование, «сердце» всего комплекса — обогатительная фабрика — действительно законсервировано. Вывозится оттуда горная и карьерная техника, транспорт — то, что в любом случае при запуске комплекса должно обновляться. У компании есть опыт восстановления производственного комплекса Жирекена после «разморозки» 1998 года. Но в случае восстановления ГОКа работники смогут обслуживать производство вахтовым методом», — заявил представитель «Союзметаллресурса».
Нужны альтернативы
С точки зрения экономики содержание такого моногорода без действующего градообразующего предприятия действительно выглядит делом пустым, да к тому же чрезвычайно накладным, учитывая состояние инфраструктуры поселка. Сам же проект расселения Жирекена может стать одним из первых подобных опытов в Сибири. По мнению Ильковского, окупить пятимиллиардные затраты можно будет за 10 лет, «это хороший бизнес-проект».
Правда, фонд «Институт экономики города» предупреждает — процесс вряд ли пройдет гладко. И проект расселения перед его запуском стоит продумать до мелочей. Во-первых, пока нет никаких гарантий, что жирекенцы, переехавшие в Читу, сразу же получат работу — переселение и трудоустройство не синхронизированы, что чревато социальными взрывами уже в столице Забайкалья. Во-вторых, остро может встать и проблема адаптации жителей моногорода на новом месте — в самой Чите около 4,5 тыс. человек проживают в аварийных домах, а людей из Жирекена планируется вселять в новые дома. Чем не хороший повод для напряженности в отношениях?
Наконец, в-третьих, при расселении даже таких небольших моногородов, как Жирекен, стоит все-таки продумывать и альтернативные варианты. Не факт, что все жители поселка единым строем захотят переезжать в Читу. В «Институте экономики города» считают, что властям нужно предоставить людям выбор возможностей — переезд в Читу, «подъемные» на переезд в любые другие города, а также продолжение нормальной жизни в Жирекене. Примечательно, что, по данным газеты «Коммерсант», местные власти планам краевого руководства оказались не рады. «Мне жалко поселок. Мы в прошлом году приобрели новую хоккейную коробку, установили шесть детских площадок, ремонтируем дороги, начинаем готовиться к следующему отопительному сезону», — рассказала в интервью газете глава Жирекенского городского поселения Валентина Черенцова. Тут стоит напомнить, что ранее работники ГОКа не столь покорно воспринимали его консервацию — например, пытались в знак протеста перекрывать движение на Транссибе.