Забота (точнее, не-забота) о 4 тыс. обманутых дольщиках Петербурга может серьезно повлиять на жилищное строительство в Северной столице. Вице-губернатор города Ольга Казанская, оговорившись, что высказывает личное мнение, заявила о том, что город более не может финансово поддерживать тех, кто пострадал от недобросовестного исполнения застройщиком своих обязательств. Подобная помощь со стороны городского бюджета и прежде была достаточно условной – речь скорее шла о консультационной поддержке властями дольщиков в их конфликтах со строительными компаниями. Тема эта была политически интересна, позволяла чиновникам зарабатывать дополнительные баллы популярности, но федеральный закон о защите прав участников долевого строительства (ФЗ №214) предполагает помимо популистских еще и финансовые механизмы минимизации рисков при приобретении жилья на так называемом уровне котлована. И именно эти механизмы ныне могут стать non grata для городского бюджета.
Не спорим: долевое строительство предполагает риски прежде всего для его участников. Видя перед собой котлован (а зачастую рассматривая проект жилого дома исключительно на бумаге), дольщик платит не за готовое жилье, а за мечту о будущем собственном доме. И должен быть готов к тому, что застройщик попросту нарушит свои обещания. К сожалению, петербургские компании сами негативно влияют на имидж проектов долевого софинансирования, раз за разом задерживая сдачу готовых объектов. Некоторые застройщики стабильно переносят сроки сдачи всех продаваемых домов, кому-то удается избежать глобального коллапса, и конфликты возникают вокруг единичных объектов.
Немаловажный факт: застройщики не отменяют строительство, а лишь передвигают сроки. 4 тыс. обманутых дольщиков, которых насчитал инвестиционный омбудсмен Северо-Запада Сергей Зимин, – это те, кто уже не сможет получить оплаченные квартиры, так как проекты попросту закрылись. А вот тех, кто терпеливо ждет, когда же строительная компания сдаст тот или иной объект, гораздо больше.
Чем привлекает долевое участие? Ответ очевиден – низкой стоимостью жилья. На уровне котлована оно на 20-30% дешевле аналогичного, но уже построенного. «Рецепт от Казанской» состоит в том, что гражданам лучше потратить «немного больше денег», но купить уже готовое жилье. Однако возможность приобрести готовое жилье есть только в двух вариантах – при стопроцентной оплате из собственных средств либо с привлечением ипотечного кредита. Сделайте так, чтобы ипотеку можно было взять под 3-4% годовых, – и тогда этот рецепт можно считать действенным. Многие потенциальные покупатели действительно предпочтут пусть более дорогое, но уже построенное жилье строящемуся. Однако рассуждать об этом при нынешних условиях кредитования – по меньшей мере неблагоразумно.
И еще об одном – о необходимости тщательно следить за тем, как комментарии государственных служащих воздействуют на общественную и бизнес-среду. Нам уже доводилось обращать на это внимание в отношении петербургских депутатов (см. «Не анекдот», «Эксперт С-З» №11 от 19 марта 2012 года), теперь настала пора чиновников Смольного. Фактически у региональных властей нет полномочий вводить мораторий на действие федеральных законодательных актов, поэтому заявление вице-губернатора – не более чем личная оценка ситуации, что она и сама честно признает. Равно как и прочие инициативы Смольного относительно внесения поправок в профильное строительное законодательство – их еще требуется утвердить на различных властных уровнях. «Если эту инициативу поддержат на федеральном уровне, тогда, конечно, будем говорить о возможных изменениях на рынке. Пока же это просто разговоры, которые вряд ли претворятся в реальность», – комментируют застройщики.
Но вот «личная оценка» Казанской уже породила волну слухов: в некоторых агентствах недвижимости активно рекомендуют покупать жилье как можно скорее, так как «скоро законы изменят и квартиры подорожают».