— Сейчас промышленность Московской области все еще советская?
— Уже постсоветская, рыночная. Она села исключительно на рынок сбыта, на Москву. Это касается кондитерской, ликеро-водочной отраслей. Область, которая никогда не имела крупных водочных заводов, сейчас на первом месте по выпуску этой продукции. «Вспухли» мебельное производство и выпуск стройматериалов. Новая промышленность очень интересная, и под маркой Москвы ее продукция идет аж до Сахалина.
— Исторически область — это вотчина наукоемкой промышленности, надолго ли сюда пришел выпуск ширпотреба?
— Пищевка и производство стройматериалов сели прочно и надолго. С тем же автопромом все сложнее. Вот Калуга — весьма неглупое место для автосборки. А, к примеру, в Санкт-Петербурге, где острейший дефицит рабочей силы, размещать автосборку недальновидно. Но это делают, не понимая, с чем придется столкнуться потом. Там последние кадры будут высосаны из электротехнической промышленности. А кто будет делать энергетическое оборудование? Кто будет собирать корабли? В Московской области проблемы похожие, поэтому самые умные инвесторы сюда не идут, зная, что это аукнется, да и властям лучше не делать ставку на такие проекты.
— У властей должны, наверное, быть некие критерии, кому и где давать режим максимального благоприятствования, а кому, наоборот, затруднять приход в регион?
— Я не уверен, что такие критерии выработаны. В Московской области есть прецеденты, когда иностранные компании размещали экологически вредные производства. Например, производство стекла в Клину, где используются опасные реагенты. Хотя район в области курортный, местные власти пошли на выделение земли. Надо каждый раз, когда появляется новый инвестор, иметь некий набор критериев, причем критериев районированных, надо понимать, что область очень разная, очень контрастная. На юго-востоке есть места, где можно посадить вредные производства, где шесть человек на квадратный километр плотность населения. Это экономическая пустыня. Хочешь строить опасный завод — иди туда.
— В ходе «переиндустриализации» в область затягивается все большее количество неквалифицированной рабочей силы, зачастую полулегальной. Очевидно, что это приведет к определенным социальным эффектам.
— Да, но это будет через десять-пятнадцать лет, никто сейчас не считает такими сроками. Чиновники, оперируя двадцатилетними программами, прекрасно понимают, что в лучшем случае через десять лет они уйдут либо на пенсию, либо в бизнес, что будет дальше, им малоинтересно.
— Если в области есть потребность в стратегическом управлении, в зонировании территории, то, может быть, нужен генплан развития Подмосковья?
— Сейчас он декларируется как существующий. Но проблема в том, что эти планы и стратегии и в советское время не были законом, обязательным для исполнения. Сегодня это вообще некий набор благих и не очень пожеланий. Потому что под него не прописана нормативная база, ничто не обязывает к выполнению.
— А дороги? Поскольку транспортные магистрали находятся в ведении федерал