— Много ли будет банкротств в строительной отрасли?
— «Уралмедьстрой-1», «КИТ-Кэпитал» — первые ласточки. До кризиса на моей памяти был только один случай в Екатеринбурге — банкротство компании «Центральный посад». Безусловно, сейчас у многих застройщиков сложная ситуация. Но мне кажется, что громких банкротств не будет. Возможны задержки в исполнении взятых на себя обязательств со стороны некоторых застройщиков.
— Но в Екатеринбурге две сотни застройщиков. Неужели все останутся?
— Активных игроков на рынке строительства около 50, они вряд ли захотят обанкротиться. Остальные либо держат землю, либо еще не приступили к строительству, либо строят по одному дому в три-четыре года. Если через год кризис не закончится, тогда, думаю, мы сможем наблюдать вал банкротств, продаж бизнеса. Из 150 компаний тогда останутся максимум 50.
— У кого наибольшая вероятность стать банкротом?
— Самые серьезные проблемы будут у застройщиков, занимающихся только коммерческой недвижимостью. И мы уже видим это на примере «КИТа». Вся коммерческая недвижимость строилась на заемные средства. Необходимость возврата кредитов сильно бьет по таким компаниям. Думаю, все они сейчас находятся на стадии переговоров с банками или институциональными инвесторами. И если им не удастся договориться о перекредитовании или удастся, но на короткий срок, а к тому моменту кризис не закончится, тогда такие девелоперы начнут банкротиться. Что касается жилой недвижимости, там на кредитные средства строилось ничтожно мало объектов, в основном — на средства будущих собственников жилья.
— Будут ли мелкие застройщики продавать землю крупным?
— В течение года — вряд ли. Вот если через год-полтора спрос на жилье не восстановится, то я не исключаю, что земля начнет продаваться. Земельный участок требует определенных трат (арендная плата, проведение работ по проектированию, согласований, экспертиз). Чтобы не тратиться, компании начнут продавать участки.
— Какие схемы решения проблем могут стать наиболее популярными?
— Все зависит от моральных качеств менеджмента. Если топ-менеджмент не собирается заниматься никаким бизнесом в городе, конечно, ему легче закрыть компанию и никаких обязательств не иметь. Те 50 компаний, которые сегодня владеют значительным объемом земельных участков для строительства, у которых есть имя, вряд ли способны на банкротство и соответственно обман дольщиков и кредиторов. Они собираются дальше строить. Скорее всего, таких действий можно ожидать от оставшихся 150 компаний. Но повального банкротства с целью невозврата долгов не будет. На рынке даже один такой случай может вызвать резонанс по всей стране, создать кризис недоверия ко всей строительной отрасли.