Термин «русское безумие» (Le Foile Russe) родился на Лазурном берегу полтора века назад. Среди русской аристократии и буржуазии считалось особым шиком проигрывать огромные состояния и прожигать жизнь с размахом, шокировавшим французов.
Яхты и вертолеты, шампанское и икра, дикие дискотеки и фейерверки — дух «русского безумия» был разбужен российскими девелоперами там же, на Лазурном берегу, на ежегодных выставках MIPIM. Главный инвестиционный форум в области недвижимости был превращен в гламурную тусовку, безумный праздник жизни.
MIPIM-2009 отличался от прошлогодних, как день и ночь. Праздник кончился, гламур испарился, наступило похмелье. Новая реальность обжигает. Цены и ставки аренды падают. Спрос на недвижимость резко уменьшился. Стройки встали. Об эпохе дешевых денег — главном драйвере рынков девелопмента и ипотеки — можно забыть. Международные инвесторы отказываются от глобальной экспансии и бегут пересиживать кризис домой, в свои страны. Растерянность и неуверенность тщательно скрывались участниками выставки, но чувствовались на каждом шагу. Ощущалось, что уже никто не понимает, что происходит и что надо делать.
Олимпиада вне кризиса
«Меньше десятка стендов частных компаний да полтысячи чиновников», — так в двух словах описал мне MIPIM-2009 первый же встреченный в Каннах знакомый. В глаза бросилось, что выставка ощутимо сжалась. Не было и толп празднично одетых русских: год назад наших было более 4000 человек. Многие российские застройщики отказались от участия — заняты спасением своих компаний. Впрочем, и в прошлом году они использовали MIPIM не как место для поиска инвесторов, а как рекламную площадку: денег и так было достаточно. «К российским застройщикам, окутанным мощным облаком эго, трудно было подойти даже инвесторам», — жаловался мне один германский банкир.
Главным российским проектом этого года был, конечно, олимпийский Сочи. Его презентация прошла в мажорном тоне, как будто никакого мирового кризиса и в помине нет. Даже графики в презентациях были докризисные, в стиле «российский ВВП растет отчаянными темпами».
Чиновники предложили инвесторам целый ряд объектов. Их состав удивил. Тут были и гостиницы, на которые вроде бы инвестор уже был, и две ТЭЦ, и даже олимпийские ледовые дворцы. Последние — явно не коммерческие проекты, и логично было бы, чтобы их строило государство.
Чтобы как-то завлечь инвесторов, власти теперь готовы рассматривать любые варианты вложений в эти объекты. И даже с дальнейшим переоборудованием ледовых дворцов в торговые центры. И даже с будущим сносом объектов и строительством на их месте чего-то иного. «Одноразовые» ледовые дворцы пока не очень-то сочетаются с концепцией legacy (наследия), которую с подачи Международного Олимпийского комитета подхватили наши чиновники. Идея концепции такова: не должно быть пустой траты денег, построенные объекты должны по полной использоваться и после Олимпиады.
Характерный тренд русского участия на MIPIM — сдвиг от небольших, частных проектов к крупным градостроительным ин