В последнее время ничего не слышно о национальном жилищном проекте. Если раньше про доступное жилье чиновники говорили повсеместно, то теперь как воды в рот набрали. Вместо увеличения объемов строительства обсуждаются планы, как сохранить хотя бы прошлогодние показатели. Но при этом власть продолжает рассматривать строительную отрасль как локомотив развития смежных производств — строительных материалов, металлургического, химического, лесоперерабатывающего и прочих.
В настоящий момент, чтобы оживить отрасль, решено закачать в частных застройщиков бюджетные деньги, скупив остатки квартир в новостройках. На это выделено 80 млрд рублей Минрегиону, Минобороны и Фонду ЖКХ. Возможно, этому будут рады отдельные строительные холдинги: выручка от оптовых продаж может стать дополнительным аргументом в переговорах с кредиторами. Однако большинство участников рынка уверены, что инвестиции в недострой не способны ни оживить спрос на стройматериалы, ни повысить доступность жилья. Тем более не может быть и речи ни о каком мультипликативном эффекте в промышленности.
Единственное, что может заставить производителей, прямо или косвенно связанных со строительной отраслью, расчехлить производственные мощности, — это возобновление инвестиционной активности, появление новых девелоперских проектов. Но сегодня на такое чудо никто не рассчитывает. Рыночный спрос провалился в разы, стимулировавшая его ипотека была мизерной, а теперь и вовсе исчезла.
Остается одна надежда — на бюджетные инвестиции. В смысле грамотного их использования для стимулирования спроса на жилье и поддержки игроков строительного рынка. Одним из механизмов могли бы стать квазирыночные схемы, основанные на государственных гарантиях либо на выпуске государственных ценных бумаг, позволяющие осуществлять заимствования в условиях бюджетного дефицита. Осталось только придумать, как направить эти антикризисные деньги непосредственно в строительство жилья.
Бессмысленные гарантии
Опыт предоставления госгарантий игрокам рынка жилья у правительства уже имеется. В последние несколько лет с их помощью власти поддерживали на плаву федеральное Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Эта структура выпускала собственные облигации, гарантированные государством, и продавала их инвесторам, тем самым привлекая средства для выкупа ипотечных кредитов у коммерческих банков.
Ощутимого эффекта эта схема не дала. Что мы видим? До финансового кризиса в стране ежегодно выдавалось около 300 тыс. ипотечных кредитов на сумму порядка 560 млрд рублей. Это, конечно, огромный рывок по сравнению с показателями пятилетней давности. Но такие объемы кредитования в пять раз ниже европейских показателей. Например, в Великобритании (стране с меньшим населением) ежегодно выдается около 800 тыс. ипотечных кредитов. Доля ипотечных сделок при купле-продаже жилья в нашей стране в среднем составляет около 11–15%, тогда как за рубежом ипотека охватывает колоссальную часть рынка. Отдельно стоит упомянуть ставки по кредитам: до кризиса они