Компания SOK, входящая в состав одного из крупнейших концернов Финляндии S-Group, расширяет присутствие на петербургском рынке. В июне 2009 года SOK открывает второй супермаркет Prisma площадью 2,7 тыс. кв. м, ближе к осени – одноименный гипермаркет площадью 4,2 тыс. кв. м. Как считает президент корпорации SOK Retail в России Веса Пуннонен, кризис предоставил финнам хорошие возможности для того, чтобы получить лучшие места для открытия магазинов по привлекательным ценам. «Рынок торговой недвижимости стал тяготеть к рынку арендатора, а не арендодателя. И договориться с собственником в текущих условиях финскому ритейлеру будет заметно легче», – считает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Екатерина Лощакова.
Однако иностранцы, заявляющие о выходе на российский рынок в этом году (помимо финнов свои планы анонсировали Carrefour и Wall-Mart), не вполне учитывают изменения на местном рынке. Вместе с арендной платой и стоимостью активов снизилась также покупательная способность населения. Предложить выгодную цену на импортные товары (в магазинах Prisma их доля доходит до 35%) будет сложно, кроме того, формат супермаркета сегодня демонстрирует низкие результаты (достаточно отметить падение оборотов сети «Седьмой континент» на фоне роста дискаунтеров «Дикси»).
Преимуществами стратегии SOK являются расположение в районах, не охваченных ритейлом, и привлечение покупателей с более высоким уровнем доходов. Однако рассчитывать на такой же уровень продаж в этом сегменте, как в странах Западной Европы, не приходится, поскольку в России распространена иная модель потребления.