Столичный рынок коммерческой недвижимости пребывает в нокдауне. В офисном сегменте в первом квартале не было зафиксировано ни одной крупной сделки аренды или купли-продажи. И это несмотря на то, что за полгода арендные ставки на офисные помещения снизились более чем вдвое. Такой же застой наблюдается на рынках торговой и складской недвижимости.
С отделкой и без излишеств
Еще в прошлом году многие компании были готовы переплачивать за офисы, расположенные в престижных районах Москвы. Теперь подобная расточительность сменилась жесткой практичностью. Первыми это почувствовали собственники бизнес-центров класса А: число сделок в этом сегменте резко снизилось. Многие компании, арендовавшие офисы класса А и В, вынуждены искать более дешевые варианты размещения.
Риэлтеры утверждают, что сегодня трудно найти клиентов, желающих арендовать офисные блоки площадью более 1 тыс. кв. м. По словам управляющего партнера компании «Новое качество» Михаила Геца, значительно увеличилось число заявок на офисы площадью менее 500 кв. м. «Сегодня наиболее востребованный на рынке продукт - современное здание с отделкой и без излишеств, увеличивающие расходы арендатора», - констатирует директор отдела офисных помещений компании DTZ Анастасия Хоменчук. Как никогда стали важны планировочные решения, позволяющие на меньшей площади разместить больше сотрудников.
Если раньше офисы в крупных бизнес-центрах сплошь и рядом предлагались «под отделку» - арендаторы предпочитали выдержать корпоративный стиль и сами вкладывались в дизайн, - то сейчас такие предложения не вызывают былого интереса. «Площади без отделки мало кого интересуют в сегментах А- и В-класса», - свидетельствует управляющий директор компании Praedium Рубен Алчуджян.
Собственники объектов недвижимости, озадаченные оттоком клиентуры, повсеместно идут навстречу арендаторам, существенно снижая сумму страхового депозита, сокращая сроки договоров аренды. Теперь чаще всего контракты заключаются на 11 месяцев, а не на несколько лет вперед, как было еще совсем недавно.
Инвестиционной активности на рынке офисной недвижимости почти не заметно. «Если объект находится на проектной стадии, то его реализацию, как правило, откладывают до лучших времен. Даже проекты, реализованные на 50-60 процентов, сейчас зачастую замораживают», - говорит Михаил Гец. Большинство так называемых бумажных проектов (те есть тех, где строительство не начиналось) выставлено на продажу.
Время дискаунтеров
По данным руководителя департамента брокерских услуг компании Astera Натальи Давиденко, с начала кризиса арендные ставки в столичных торговых центрах упали на 10-35%, а по отдельным сделкам в стрит-ритейле - на все 40%. Любопытная деталь: даже при том, что посещаемость многих торговых центров Москвы по сравнению с прошлым годом выросла, продажи, наоборот, снизились.
Экономические катаклизмы совпали с резким увеличением объема предложения торговой недвижимости. По данным компании «Магазин магазинов»-CB Richard Ellis, в первом квартале на рынок вышло 154