Строительство делового района «Москва-Сити» — крупнейшая в Европе инвестиционная программа, связанная с недвижимостью. Небоскребы с элитными офисами и апартаментами, роскошные развлекательные центры, новые станции метро, многоуровневые подземные паркинги, зимние сады на крышах — все эти задумки активно воплощались в жизнь до осени 2008 года. Но кризис меняет планы инвесторов, и сегодня судьба некоторых проектов Сити оказалась неопределенной.
С пятой попытки
Проект создания делового района Сити неподалеку от Краснопресненской набережной имеет длинную историю. Впервые о нем заговорили еще в 1980-е годы. Весной 1991 года решением исполкома Моссовета была одобрена концепция освоения территории, примыкающей к набережной.
В марте 1992 года московское правительство подписало с АО «Российская строительная компания» соглашение о создании акционерного общества «Сити». В число учредителей вошли ППО «Моспромстройматериалы», КБ «Элбим-банк», ТОО «ИРИДА Лтд.» и архитектор Борис Тхор. Президентом акционерного общества стал Александр Хажакян, пришедший на этот пост с должности управляющего Российской товарно-сырьевой биржей.
Первая попытка освоения земель состоялась в том же 1992 году — с участием компаний Siemens AG, СП «Мост» и WCEC. Развитие проекта сдерживалось наличием на данной территории ряда промышленных предприятий и отсутствием коммуникаций. Через некоторое время инвесторы вышли из проекта.
В 1994 году было подписано соглашение с канадской компанией Reichmann International Development Corporation, принадлежащей Альберту Райхману, одному из влиятельнейших людей в мировом строительном бизнесе. На его счету были такие проекты, как Международный финансовый центр в Нью-Йорке, First Canadian Place в Торонто и Canary Wharf в Лондоне. Последний в определенной степени можно рассматривать как прообраз «Москвы-Сити»: там тоже речь шла о строительстве нового делового района на ранее непрестижной территории.
Первый камень был заложен, но стройка все не начиналась. Неопределенная ситуация сохранялась до осени 1996 года, когда московские чиновники все-таки вынуждены были сделать ряд заявлений, фактически означавших прекращение сотрудничества с компанией Райхмана.
Очередные попытки начать стройку состоялись в 1996 году. В это время появилось два новых инвестора — крупная японская промышленная и трейдинговая корпорация Itochu и альянс двух известных российских бизнесменов Александра Смоленского и Шалвы Чигиринского. Пока прорабатывались последние детали первой очереди строительства, случился августовский кризис 1998 года. Инвесторы были вынуждены свернуть планы.
Московские власти в какой-то момент поняли, что на сложный участок без инфраструктуры застройщики не придут, и направили многомиллионные инвестиции на подготовку территории. К 2002 году были построены километры коммуникационных коллекторов с инженерными сетями, водопроводы и газопроводы и так далее. Было в основном возведено центральное ядро Сити. Начались работы по созданию мини-метро, строительство развязок.