Отели как объект инвестиций никогда не были в фаворе у московских девелоперов. Объяснения очень просты: низкая рентабельность и окупаемость до десяти лет. Одно время мэрия даже пыталась навязать застройщикам строительство гостиниц в качестве обременения при возведении офисов и торгцентров. Но тщетно. Наши если и строили гостиницы, то за границей. До кризиса десять крупных столичных девелоперов (среди которых «Интеко», «Баркли», Mirax Group) намеревались вложить в отели на зарубежных курортах свыше 5 млрд долларов. Вложения сулили окупаемость за семь-восемь лет, а рентабельность могла доходить до 40%.
Между тем по обеспеченности отелями Москва драматически не дотягивает до европейских показателей. В 2008 году, по данным GVA Sawyer, в столице на тысячу жителей приходилось 1,3 номера. Тогда как в Финляндии — 22,3, во Франции — 20. Нынешний кризис явно усугубит проблему. Аналитики рынка уже подсчитали, что в этом году в Москве откроется не больше трех новых отелей. Столько же было введено в столице в 2005 году.
Экономика в стиле luxury
За примерами замороженных гостиничных проектов далеко ходить не надо. Не строится гостиница «Россия». Так и не началась реконструкция мелких отелей вроде «Зари», «Алтая» и «Востока». Затягивается ввод фешенебельного Four Seasons на месте снесенной «Москвы» и лишь частично сдан Grand Hyatt в башне «Федерация». «В 2008 году было открыто пятнадцать гостиниц на 1,7 тысячи номеров — заявленные планы не выполнены наполовину. В нынешнем году результаты будут значительно хуже: многие проекты заморожены, и когда они будут достраиваться, неизвестно», — говорит генеральный директор «Миэль-Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин. «В этом году гостиничный фонд столицы пополнится всего 472 номерами», — прогнозирует Марина Смирнова, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. В 2010 году к открытию тоже будет готово не больше пары-тройки отелей.
Словом, в кризис девелоперам не до гостиниц. Однако это только на первый взгляд. К примеру, в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке падение активности гостиничных застройщиков не так критично. Показатели снизились всего на 7%, констатирует в своем отчете Jones Lang LaSalle. «Сложилась странная ситуация. Вроде бы инвесторов и в хорошие времена не привлекали отели, а сейчас уж тем более. Но когда им говоришь, что именно отели оказались наиболее устойчивы к кризису, тут же возникает интерес», — рассказывает Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства компании СB Richard Ellis. Для сравнения: заполняемость отелей за время кризиса упала на 10–15%, а офисов — на 45%. Средние цены на номера просели на 20–25%, а ставки аренды офисов — почти на 50%. Относительную стабильность гостиниц Ивашкевич объясняет увеличивающимся пассажиропотоком и пресловутым дефицитом номерного фонда в Москве.
Конечно, все категории гостиниц переживают кризис по-разному. По данным Jones Lang LaSalle, средняя цена номера в отелях категории luxury в апреле этого года составляла 332 дол