«Происходящие в Москве процессы по реорганизации и обустройству общественных пространств можно назвать революционными как по своим масштабам, так и по наполнению конкретных проектов», – сошлись во мнении участники круглого стола, организованного медиахолдингом «Эксперт», на тему «Общественные пространства и тематические парки Москвы: глобальная трансформация или точечная акупунктура».
Прошедшее в минувшую пятницу, 6 сентября 2013 года, мероприятие собрало за одним столом ведущих российских архитекторов, инвесторов и девелоперов, представителей городских властей и независимых экспертов в области градостроительства, журналистов массовых и специализированных СМИ.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, первый заместитель главы Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, обратил внимание гостей на то, что «комфортное уличное пространство – это магнит, активно притягивающий в город туристов, молодых профессионалов, которые приезжают сюда жить и работать, культурных людей. Улучшение качества жизни влечет за собой приток инвестиций, растут цены на землю и на недвижимость, развивается экономика города». По его словам, власти города осознают необходимость перемен в городских общественных пространствах и максимально лояльно относятся к происходящим изменениям в градостроительной политике.
Ольга Захарова, директор парка Горького, поделилась историей успеха: всего за два с половиной года Центральный парк культуры и отдыха им. Горького прошел путь от разрухи до создания крупнейшего общественного пространства Восточной Европы, притягивающего к себе миллионы горожан и туристов. Число посетителей выросло почти до 14 млн человек в год, прибыль города от экономической деятельности парка увеличилась в два с половиной раза. Но главное достижение, говорит Захарова, «молодежь пришла к нам в парк – пришла из дворов, где чувствовала себя ненужной… Пришла туда, где свобода, безопасность и комфорт».
Роман Ткаченко, глава представительства компании RD Group в России, рассказал об опыте создания пешеходной улицы Аллея Романов: «Мы выбрали несколько непривычный для России подход, а именно – обратились к общественному мнению. "Чего не хватает на территории квартала? Каким бы вы хотели его видеть?" – с этими вопросами мы обратились к местным жителям, к студентам факультета журналистики и факультета искусств МГУ, чьи корпуса расположены на территории аллеи, к обитателям близлежащих офисных центров. В итоге родилась концепция гастрономической улицы: полностью свободное от машин пешеходное пространство, где первый этаж каждого здания будет отдан под рестораны и кафе, гастрономические бутики и продуктовые лавки – на любой вкус и на любой кошелек». Проект решает сразу несколько задач: город без бюджетных вливаний решает проблему восстановления исторического облика города, у горожан появляется новый маршрут для прогулок, для проведения досуга, инвестор получает доход от развития проекта.
Андрей Перегудов, старший вице-президент ОАО «Банк ВТБ», генеральный директор ЗАО «УК "Динамо"», руководитель проекта «ВТБ Арена парк», обратил внимание аудитории на то, что необходимо помнить о традициях, сложившихся в конкретных городских пространствах: «Район Динамо, например, исторически считался территорией спорта. Поэтому у нас не было сомнений в том, что зеленая территория, объединяющая стадион, городской квартал и академию спорта, должна поддерживать общую идею здоровья и активного образа жизни. Кстати, застраиваемая сегодня территория раньше так и называлась – Спортивный парк "Динамо". Здесь мы планируем оборудовать различные спортивные площадки, беговые и велодорожки, игровые зоны, прогулочные тропы. Здесь можно будет заниматься спортом, просто отдыхать, деловые люди смогут покинуть стены офиса и продолжить работу на свежем воздухе. В 90-е годы эта территория превратилась в депрессивную зону, но в будущем она должна стать изюминкой района».
Надежда Нилина, преподаватель архитектурной школы МАРШ, назвала основные мировые тренды, в русле которых развиваются и общественные пространства Москвы: «Это возврат города к воде, деиндустриализация и трансформация прибрежных территорий в общественные пространства для отдыха, культурных событий и спорта. Это развитие не только знаковых проектов, но и "проектов на каждый день": благоустройство небольших территорий, создание пространств для детей, обеспечение комфорта маломобильных групп населения, контроль за движением на улицах и перекраивание улиц с "умным" отбиранием места у автомобилей в пользу пешеходов и велосипедистов, строительство более удобных остановок общественного транспорта – все небольшие изменения, из которых складывается комфортное городское пространство. Еще один мировой тренд – инфраструктурно-ландшафтный урбанизм – масштабные долгосрочные проекты, типа Madrid Rio и Big Dig в Бостоне, которые позволяют освободить места для общественных пространств за счет, например, освобождения рек из бетонных коллекторов, увода шоссе в туннель и многих других способов глобального переосмысления инфраструктуры в городе. И особенно важный тренд, который характерен для всего мира, – это объединение усилий большого количества участников проектов – власти, общества и частного капитала».
Партнер архитектурного бюро Wowhaus, член попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Олег Шапиро предложил обобщить и классифицировать требования к организации общественных пространств: «Такие места должны быть достаточно универсальными, но иметь свои уникальные особенности. С учетом российского климата и в небольшом дворике, и в огромном парке необходимо предусмотреть возможность зимой согреться, а летом – укрыться в тени или посидеть в прохладе у воды. Улица, набережная, скверик – места, где есть скопления людей, – обязаны иметь хорошее освещение и продуманные меры безопасности. И, конечно, общественные пространства должны иметь возможность к саморазвитию – за счет коммерческой составляющей, правильного администрирования и участия горожан».
Присутствовавшие на круглом столе эксперты пришли к выводу о том, что создание общественных пространств сегодня – одна из наиболее приоритетных задач московской градостроительной политики. «Общественные пространства должны стать не только местами отдыха, передышки, но и местом, где люди знакомятся, учатся общаться, вместе проводят время. Для реализации этой цели перед городом стоит множество разнообразных задач, решать их можно разными способами. Мы начали с того, что сформулировали правильные вопросы о будущем города. Ответы на них у нас есть», – подвел итог главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Развернутый материал по итогам круглого стола «Эксперта» на тему «Общественные пространства и тематические парки Москвы: глобальная трансформация или точечная акупунктура» будут опубликованы в специальном приложении федерального выпуска журнала «Эксперт» в приложении «ЭКСПЕРТ НЕДВИЖИМОСТЬ», выход 23 СЕНТЯБРЯ 2013 года.
Фотоматериал: //files.mail.ru/DC8243F639564AD1A8F1A14F87F736C9
Доклады спикеров: //files.mail.ru/C0409978F34142E8BC73F96BACB5C554
Пресс служба Медиахолдинга Эксперт:
Татьяна Вензик: 8 (495) 789 44 65 (доб. 1247), e-mail: Venzik@expert.ru
Мытник Маргарита: 8 (495) 789 44 65 (доб. 1386), e-mail: Mytnik@expert.ru
Руководитель направления Эксперт Недвижимость:
Вадим Галемба (495) 510 5645 #1589 , e-mail: galemba@expert.ru
www.expert.ru
www.rusrep.ru