Сотни собственников квартир в подмосковных малоэтажных новостройках потрясены. Решением суда в Одинцове снесен построенный недавно трехэтажный дом на 55 малогабаритных квартир. К сносу приговорены еще три многоквартирные трехэтажки. Причина сноса — многоквартирные дома построены на земле с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС), что считается незаконным.
Однако до сих пор такой формат недвижимости в Подмосковье активно развивался и процветал. Никто этому не препятствовал. По экспертным оценкам, за последние два-три года продано от 3 до 5 тыс. квартир в малоэтажных проектах, подобных снесенному в Одинцове. Почему же до сих пор власти смотрели на сомнительные постройки сквозь пальцы, а теперь вдруг прозрели?
По одной из версий, резкие телодвижения чиновников объясняются обострением конкуренции на подмосковном рынке жилья. Одной рукой власти ужесточают правила игры на рынке малоэтажного строительства, а другой создают условия для тиражирования морально устаревшей многоэтажной типовой застройки, которая стремительно смещается из перенаселенных городов в сельские поселения.
Нелегальная доля
Первые многоквартирные малоэтажные дома появились на подмосковном рынке недвижимости несколько лет назад после принятия нового Градостроительного кодекса. Закон позволил собственникам земли, выделенной под ИЖС, строить на ней индивидуальные дома до трех этажей площадью до 1,5 тыс. кв. м в упрощенном порядке без проведения госэкспертизы.
Новацией воспользовались нечистые на руку предприниматели, которые принялись плодить под видом индивидуальных домов многоквартирные. На начальной стадии в таких проектах продавались не квартиры, а доли в праве общей собственности на землю (или паи в кооперативе). Затем на готовый дом оформлялся техпаспорт БТИ, а соинвесторы регистрировали право собственности теперь уже на доли в объекте недвижимости.
Авторы этой схемы заверяли покупателей квартир, что проблем с легализацией построек не возникнет, обрисовывая весьма привлекательные перспективы трансформации «индивидуального дома» в «многоквартирный дом». Спрос на этот формат подогревался низкими ценами (1–2 млн рублей за малогабаритку в ближнем Подмосковье), а также агрессивной, зачастую лживой рекламой.
До сих пор ряд крупных малоэтажных проектов продвигается под флагом участия в несуществующей «федеральной программе строительства доступного жилья». Более того, застройщики являются участниками авторитетных профессиональных объединений. Так, некто Олег Швырев (организатор строительства многоквартирного дома в Одинцове, снесенного по решению суда) числится совладельцем компании, состоящей в Национальном агентстве малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) и награжден вице-президентом этого агентства Валерием Казейкиным почетной грамотой «за вклад в развитие малоэтажной застройки».
Стоит ли удивляться, что наивные дольщики проникались глубоким уважением к общественно значимым фигурам застройщиков, поэтому легко расставались с деньгами,