— Какова динамика торгово-промышленного оборота между Россией и Германией за последний год?
— Российская экономика выходит из рецессии. На фоне положительной конъюнктуры возобновился и рост товарооборота между Россией и Германией: за первые девять месяцев 2017 года он составил почти 30 процентов. Параллельно выросли и прямые инвестиции из Германии в российскую экономику. Так, по данным Бундесбанка, за первое полугодие 2017-го немецкие компании вложили в Россию уже порядка двух миллиардов евро — это почти в два раза больше, чем за 2016 год. Положительная динамика сохраняется.
— В каких областях есть благоприятные сдвиги?
— Мы наблюдаем положительную динамику практически во всех производственных отраслях. Но в первую очередь 2017 год порадует производителей автомобилей и сельхозтехники, чьи обороты должны вырасти как минимум на десять процентов. Примерно так же должен увеличиться и спрос на лекарственные препараты. Кроме того, мы ожидаем роста производства станков, оборудования и продуктов перерабатывающих химпредприятий в районе пяти процентов. Это хорошие показатели, свидетельствующие, что российская экономика выходит из кризиса.
— Что происходит с немецкими компаниями в России? Их стало больше или меньше?
— По данным Федеральной таможенной службы, абсолютное количество немецких компаний за три года кризиса снизилось с 6000 до 5200. Но это скорее количественный показатель, чем качественный: ФТС учитывает все юридические лица с участием немецких физических лиц. На деле мы столкнулись с очищением рынка, когда мелкие игроки и индивидуальные предприниматели сократили деловую активность, в то время как крупные игроки и именитые малые и средние предприятия сохранили ее на прежнем уровне, а сейчас снова начали инвестировать в российскую экономику, чтобы подрасти вместе с ней.
— Как эти компании оценивают деловой климат, условия и перспективы работы?
— В целом положительно. В нашем последнем опросе по деловому климату, который мы проводили в начале года, две трети всех немецких игроков на российском рынке по-прежнему верят в него и готовы к дальнейшим инвестициям, причем около трети из них высказали готовность к вложениям в краткосрочной перспективе. Вопрос перспективы и инвестиций ключевой для немецкого бизнеса: он выстраивает свою стратегию на десять, двадцать, а иногда и на тридцать лет вперед. И в долгосрочной перспективе российский рынок остается для Германии одним из ключевых. Да и для России в двустороннем торговом балансе Германия занимает второе место после Китая.
— А какие факторы мешают немецкому бизнесу в России?
— Именно этот вопрос мы адресовали нашим членам в рамках опроса по деловому климату, который ВТП проводит два раза в год. Почти 60 процентов опрошенных назвали инфляцию и курс рубля, а также общую непредсказуемость ситуации. Более трети респондентов указывали на санкции, бюрократические процедуры и проблемы с финансированием как на ключевые препятствия. Ну а с внедрением политики импортозамещения многие компании стали жаловаться на