1. В этом году тебе исполнилось 50 лет. Ты еще «молодежный филолог» или уже не очень?
Да, и акын. Молодежный — не значит молодой. Чем моложе зритель в сравнении со мной, тем я молодежней. А так с годами и выходит.
2. Только что состоялся твой большой концерт. Для тебя эта программа — подведение итогов, отчет о проделанной работе или, как говорил Филипп Киркоров, «лучшее, любимое и только для вас»?
Скорее всего, так, как говорил Киркоров. А я еще добавлю: все лучшее и все новое»! Это очень важно — чтобы были новые песни.
3. Ты как филолог и/или как поэт следишь за рэп-баттлами? И вообще — что тебе сейчас больше всего интересно в современном искусстве?
Рэп-баттлы — это, судя по всему, очень важное «веяние», где мейнстрим и андеграунд, видимая простота и экспериментаторство идут на стыковку друг с другом. Агрессия и ругань в этих баттлах более художественно условны, чем в традиционном рэпе. Формируется новый канон, новый язык, и какие-то тексты из этих рэпов попадут в него. Но я как следует с этим еще не ознакомился.
Что касается современного искусства, на днях я во второй раз стал участником, персонажем и актером фототеатра Эли Ялонецкой под открытым небом в Берлине. Это двухмерные живые картины на основе художественных костюмированных и декорированных фотографий. Эля — режиссер-постановщик, художник сцены, костюмер и фотограф. Сейчас она сняла меня в образе Фонарщика для иллюстраций к «Маленькому принцу», и это была настоящая медитация о том, что мы находимся в космосе. Лучшее начало для моего длительного тура по многим городам. Глубокий опыт понимания пространства и самого себя. Вот такие вещи мне интересны.
4. О чем твоя самая последняя песня?
О Роме и Юле, об утре в июле, о черном коте, о мирской суете, о розовой розе, о лютом морозе, о зимнем пути, о живущей в сети, о Грозном Иване, о встречном о плане, о полной луне, о чужой стороне, о лестнице в небо, о корочке хлеба, о синих ночах… А дальше не скажу, это спойлер.
5. Если представить жизнь как облако тегов (любовь, смерть, секс, песни и так далее), какие из них у тебя самые крупные?
Самое крупное, конечно, «и так далее», загадочное и бесконечное — по сути, неисчерпаемое. Но при этом не будем забывать, что поэтом, «певцом», так сказать, было сказано: «Смерть и Время царят на земле, — ты владыками их не зови; все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви».
6. Мы в редакции уверены, что твоя песня «Новые приключения прекрасной маркизы» лучше подходит для обсуждения 100-летия революции, чем фильм «Матильда». А ты как считаешь?
Маркиза лучше всех! А в части «Матильды» полностью доверяю выбору «Русского репортера». Тем более что вы, в отличие от меня, фильм смотрели.
7. У нас рубрика называется «7 вопросов», я задал шесть, давай последний ты сам себе задашь и ответишь на него.
— Почему, когда мой друг обедает, у меня жиреет аппетит? Почему никто нигде не ведает, что творит он и чего хотит? Почему когда мечта сбывается, все жалеют, что она сбылась? Почему все время прерывается? Что? Кого? Чего? Не слышу! Ась?
— Нипочему!
Это из новой песни, парафразы на «Интермедию 4» Михаила Щербакова.
Отрывок из песни «Новые приключения прекрасной маркизы»
И Карл Маркс решил тогда
Объединить людей труда,
И всех тиранов погубить,
И всех царей скорей убить,
И наступил двадцатый век,
Стал обезьяной человек,
Забыл он Бога и царя,
И жил, бесчестие творя,
Похерил церковь и семью,
Он только тешил плоть свою,
Садист, насильник и палач,
Швырял он бомбы, словно мяч,
Младенцев СПИДом заражал
И скот на бойнях обижал,
Природу газом отравлял
И мессы черные справлял.
И объявили новый век,
И стал амебой человек,
Знал только секс и наркоту,
И жил с дудолькою во рту.
А нынче двадцать первый век,
И стал киборгом человек,
И оскудела в нас любовь,
И даже секс не греет кровь,
И сердца нет, и мысли нет,
Остался только интернет,
Но смерть придет и скажет: «Оп!»,
И человек закроет комп,
И он сойдет под сень гробов,
Там будет плач и скрип зубов.
А в остальном, прекрасная маркиза,
Все хорошо, все хорошо!