1. Ваши идеи сравнительно неплохо известны публике – не только потому, что в 2017-м вы получили Нобелевскую премию за открытие гравитационных волн, но еще больше благодаря фильму «Интерстеллар». Вы выделяете время на кинопроекты, или вот на фестиваль - просветительская деятельность важна для вас?
Так я отдаю долг, который давно мечтал отдать – Азимову, Хайнлайну и другим фантастам, которые вдохновляли меня в детстве. Я многим им обязан, а теперь хочу передать эстафету следующему поколению - привлечь молодежь в мир настоящей науки, показать какую великую силу она дает каждому из нас и всей цивилизации.
2. Главной темой фестиваля NAUKA 0+ в этом году станет Megascience – крупнейшие мировые научные проекты. Какие мегапроекты вы считаете самыми важными?
Я разбираюсь только в своей области и не могу судить о мегапроектах, связанных с биологией или даже с ядерной физикой. Из крупных международных проектов, которые сейчас реализуются, мне кажется очень важным орбитальная обсерватория Джеймс Уэбб. С этим телескопом мы очень многое сможем узнать и о молодости Вселенной, и о формировании галактик, о темной материи, о Солнечной системе, и об экзопланетах.
3. А в ближайшем будущем, какие проекты в физике были бы самыми революционными и плодотворными?
Важнее всего - понять базовое устройство мироздания, которое пока описывают две противоречащие друг другу концепции - квантовая механика, законы которой управляют микромиром, и общая теория относительности, объясняющая явления огромных масштабов. Их может объединить теория струн, а может М-теория – обе они, кстати, подразумевают что наша Вселенная — это мембрана, изгибающаяся в многомерном гиперпространстве. Верной может оказаться и другая теория, - чтобы это выяснить, физика должна будет изучить экспериментально квантовую гравитацию, почти неизведанную область, где встречаются теория относительности и квантовая механика.
4. Сможем ли мы, подобно герою "Интерстеллара", путешествовать сквозь червоточины в гиперпространстве?
Не знаю пока. Непонятно, сумеем ли мы (или другая сверхразвитая цивилизация) заставить червоточины просуществовать достаточно долго, чтобы люди могли путешествовать сквозь них. Потому что они судя по всему возникают лишь на ничтожную долю секунды, даже свет не успевает пройти сквозь них. Пока, впрочем, нет уверенности даже в их существовании. Мы пытаемся моделировать их, просчитать разные возможные свойства червоточин, спорим о этом. Мой коллега Игорь Новиков из России полон оптимизма, а я не такой оптимист, но, в любом случае, пока мы слишком мало знаем.
5. Почему в фильме ничего нет про гравитационные волны? Без хорошей картинки непросто понять, что они из себя педставляют.
Их просто выкинули из сценария, потому что они не играли большой роли в сюжете, а мне пришлось смириться – фильм и так перегружен физикой. Но понять что из себя представляют гравитационные волны, не так сложно – это периодические сжатия и растяжения самого пространства. Гравитационные волны состоят из искривленного пространства. Эффект от этой «ряби» в структуре пространства - колебания размеров вещей – можно измерить, чем мы и воспользовались в детекторе LIGO.
6. Каким должен быть следующий шаг в их изучении?
Еще в 1975-м Леонид Грищук предположил, что в момент Большого взрыва возникло множество гравитационных волн. А несколько лет назад следы этого вселенского «шторма» или «цунами» обнаружили в электромагнитных волнах, наполняющих мир, — в так называемом реликтовом излучении. Это настоящий Святой Грааль для физики! Если изучить эти волны, мы узнаем, как рождалась Вселенная, наступит новая эра в космологии.
7. Не планируете ли вы новый фильм?
Мы начинали делать «Интерстеллар» вдвоем вместе с Линдой Обст, которая была редактором раздела науки в «Нью-Йорк Таймс», а потом решила стать кинопродюсером. Это она позвала Карла Сагана, создававшего с нами концепцию фильма, а потом и братьев Ноланов привела.
Потом мы с ней задумали другой фильм – и на этот раз Линда привела Стивена Хокинга. Мы снова вместе стали придумывать, как сплести науку с увлекательной историей, как создать комбинацию из приключенческого сюжета и самых передовых знаний и гипотез. Мы уже написали сценарий (не целиком сами, нам помог приглашенный сценарист), договорились со студией, ищем режиссера. Сейчас все это приостановилось, потому что, к сожалению, Стивен Хокинг умер. Он был очень важным соавтором для нас, сделал большой вклад и в создание истории, и в научную часть, так что этот будущий фильм станет частью его наследия.