1. В чем сверхзадача фестиваля «ПроТеатр»?
До появления «ПроТеатра» в России не существовало инклюзивных театральных фестивалей. «ПроТеатр» за время существования стал одним из самых значимых культурных событий в сфере инклюзии. Наш фестиваль — это не только спектакли, это лаборатория, дискуссии, лекции, мастер-классы. Это площадка для развития, популяризация и изучения инклюзивного театра. Ведь у особого театра особая миссия в культурной жизни: он заставляет задуматься об истоках культуры, ее ценностях, о роли театра в развитии человека.
2. Почему «ПроТеатр» проводится только раз в три года?
Такая регулярность неслучайна: в России довольно медленно развивается инклюзивный театр. Ведь любой театр — это комплекс социально-экономических проблем и вопросов, которые еще сложнее решать силами инклюзивного коллектива. За три года успевают развалиться случайные проекты и обновить репертуар стабильные коллективы. Кроме того, мало специалистов в области, а требования к их компетентности высоки. И нет языка театральной критики, чтобы писать об особом театре.
3. Вы сталкивались с тем, что в сторону особенных театров посматривают с жалостью или, хуже, — с нездоровым любопытством?
Все сильно зависит от конкретной постановки режиссера, игры актеров. Если мы не видим реальности присутствия актера, его собственного труда, — это печально. К сожалению, иногда бывает, что человек с ментальной инвалидностью даже не понимает, что находится на сцене. В этом случае остается только жалеть режиссера и испытывать обиду за конкретного человека с инвалидностью. Но на наших фестивалях умный, доброжелательный, готовый к экспериментам зритель. И мы стараемся его не разочаровывать. Показываем только лучшие постановки инклюзивного театра. Я думаю, в нашем обществе начинают привыкать к людям с инвалидностью, а значит, со временем придет понимание, что и им необходимо символизировать свою телесность и способы существования. Социальное и культурное разнообразие будет восприниматься как благо, а не как повод для противоречий. Фестиваль работает на это: чтобы все мы пробовали быть вместе.
4. Кто актеры вашей студии?
Спектр, который охватывает студия «Круг», очень широк — от актеров с тяжелыми расстройствами до актеров с психологическими проблемами, но без инвалидности, и обычных профессиональных актеров. В нашем коллективе работа с разными актерами практически не отличается, ведь «Круг» — это пластический театр. Основной язык наших постановок — язык выразительного тела. А все тела выразительны по-своему, и задача режиссера — обнаружить эту уникальность. Поэтому все в «Круге» проходят одинаковую подготовку: глубокую работу с телом, развитие телесной эмпатии, импровизации. Это позволяет наладить общение не только на сцене, но и в жизни. Поэтому «Круг» — это театр для жизни. И я бы не делила актеров на тех, кто «с особенностями» и «без», поскольку актеров без особенностей не встречала. В наших проектах участвуют и профессиональные актеры, для которых это пространство тоже становится мощной развивающей средой.
5. Как строится особый театр, в чем его отличие?
В инклюзивном театре главное лицо — актер, человек каков он есть. Ведь особый театр исходит из психофизики актера с инвалидностью. Режиссер не должен ограничиваться придумыванием «упаковки» для участия в действе человека с инвалидностью. Режиссерские идеи и сюжет должны работать на открытие аутентичности и подлинности существования актера на сцене. Это и есть самое интересное в особом театре.
6. Что бы вы хотели показать своему зрителю?
Прежде всего то, что человек — это не только интеллект. Разнообразны формы его существования, его восприятия, ценностей, способов общения. Все это огромные ресурсные области культуры, а не незначительные ее уголки.
7. Как меняется отношение к инклюзивным театрам?
Из года в год «ПроТеатр» проходит с аншлагами. Каждый год обновляется аудитория. Все больше на постановки приходит молодежи и людей, любящих театр. Зрителям становится очевидно, что этот театр решает не только социальные, но и эстетические задачи. Кроме того, на фестивале много молодых волонтеров — они переводят, сопровождают группы, снимают, помогают с организацией. Без них фестиваль не состоялся бы. Это открытые творческие люди, специалисты нового поколения, для которых инклюзия — норма.