Автор детективных бестселлеров Ю Несбё принадлежит к писателям так называемой скандинавской волны, захлестнувшей в последнее десятилетие Европу, а затем и весь мир. Серия его романов о харизматичном инспекторе-криминалисте Харри Холе, расследующем самые чудовищные и кровавые преступления в Осло, уже разошлась по планете в одиннадцати миллионах копий на сорока языках.
Первый роман серии «Нетопырь» вышел в Норвегии в 1997 году, стал абсолютным хитом у публики, получил престижную премию «Стеклянный ключ» и, несмотря на «низкий» детективный жанр, восторженные отзывы критиков. «Леопард» — восьмая книга серии, уже завоевавшая на родине приз книготорговцев и первые места в европейских книжных парадах.
Бывший журналист, финансовый аналитик, брокер, основатель и фронтмен рок-группы Di Derre (для которой сочиняет тексты песен и в которой поет до сих пор), 51-летний Несбё кроме романов о Харри Холе выпустил non fiction о ситуации на Балканах, сборник рассказов, а в 2007 году начал писать книги для детей, запустив серию «Доктор Проктор». Писатель впервые прибыл в Москву для презентации нового романа и рассказал «Эксперту» о нем и о своем литературном пути.
— Вы были экономистом, рок-музыкантом, но бросили все, чтобы стать писателем, причем автором детективов в стиле нуар. Как это произошло и почему?
— Просто мне показалось, что эта работа лучше, чем всё, чем я занимался до того. Я писал с четырнадцати лет и, когда начал писать свой первый роман, понял, как долго я этого ждал. До этого я девять лет работал брокером. А за два года до того, как я начал писать свой первый роман, умер мой отец. Он планировал написать свою первую книгу, как только выйдет на пенсию, но, к несчастью, в тот же год умер. Я понял, что откладывать нельзя.
— Почему выбрали жанр детектива?
— Детектив — это простой способ начать. Я знал, что первый роман обычно не публикуют, поэтому мне хотелось написать что-то максимально простое. Кроме того, я думал о времени: взял отпуск на шесть месяцев, и мне нужно было уложиться в этот срок. На самом деле роман я написал за пять недель. Сначала думал, что дальше буду писать другие романы, в некоем классическом ключе, но мне так понравилось писать детективы, что вторая книга тоже оказалась детективом. И третья тоже. И мне до сих пор нравится писать в этом жанре.
— Вы говорили, что на вас больше всего повлияла книга «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Кто-то еще оказал влияние на ваше творчество?
— Да, это была одна из первых книг, которая меня потрясла. Еще мне очень нравился стиль повествования Марка Твена, когда истории рассказываются просто для того, чтобы их рассказать. Таким же рассказчиками были мой отец и старший брат — собственно, эти три человека и повлияли на меня больше всего. Потом уже я начал читать американских писателей, из которых любимые Хемингуэй, Буковски, Керуак и других — это Кнут Гамсун, Достоевский и Пастернак. Моя мать была библиотекарем и сама приносила русские романы домой. Потом появились умные американские писатели — Филипп