Президент ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Алексей Лапшин считает, что тема «вечно отсталой России» уже закрыта. По крайней мере, в сфере металлургии.
— Алексей Алексеевич, каковы стратегические цели вашей компании на ближайшие десять лет?
— Главная стратегическая цель НЛМК — укрепление позиций на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в сегменте проката с полимерным и цинковым покрытием мы ориентируемся на треть российского рынка, в сегменте холоднокатаного листа — на 40 процентов, в нишевом сегменте электротехнической динамной стали — на 70 процентов. Если наши прогнозы спроса оправдаются, то в 2020 году группа НЛМК будет занимать примерно 20 процентов российского рынка плоского проката. На внутреннем рынке сортового проката и катанки наша доля составит 17 процентов, на рынке метизов — 15 процентов.
Что касается целевых показателей по объему выручки, то прогнозировать их на столь длительный срок — занятие неблагодарное. Это связано с тем, что оборот компании напрямую зависит от цен на рынках сбыта. А цены могут меняться в широких пределах: за последние четыре года они демонстрировали как рекордно высокий уровень, так и крайне низкий, следуя за изменением общей макроэкономической ситуации в мире в результате финансового кризиса конца 2008 года.
В целом же наша компания стремится улучшать «качество» доходов. Это значит, что НЛМК будет последовательно увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью, цены на которую менее волатильны, чем на типовую продукцию или стальные полуфабрикаты. Развитие стадий глубокой переработки в первую очередь будет осуществляться вблизи конечных потребителей, что позволит снизить транспортные издержки и более оперативно реагировать на требования потребителя. Это касается как российского рынка, где компания будет развивать прокатные мощности на имеющихся и новых площадках, так и экспортных рынков (в том числе благодаря приобретению высококачественных прокатных активов за рубежом).
Другое направление повышения прибыльности бизнеса — усиление контроля затрат, в первую очередь за счет развития собственных сырьевых активов. Так, с 2015 года, после расширения добывающих мощностей и ввода в эксплуатацию фабрики окомкования на Стойленском ГОКе, НЛМК получит стопроцентную самообеспеченность высококачественным железорудным сырьем. К 2016−2018 годам мы планируем закрывать существенную долю потребностей в коксующемся угле за счет собственных добывающих мощностей. Будет также продолжено развитие ломозаготовительной сети. Кроме того, больше половины потребности в электроэнергии на основной площадке в Липецке будет генерироваться на собственных мощностях за счет сжигания горючих газов, образующихся при производстве кокса, чугуна и стали.
— Самообеспечение сырьем — безусловно, важное преимущество. Но этого, наверное, недостаточно для выхода на лидирующие позиции в отрасли. Будете ли вы работать над повышением производительности труда?
— Я считаю, что в отношении интегрированной металлургич