Условная «Болотная площадь» стала объектом социологических исследований сразу после небывалого митинга в столице 10 декабря. Крупные исследовательские организации, по крайней мере ВЦИОМ и «Левада-центр», опубликовали результаты своих опросов с данными об уровне образования участников протестных митингов, их средних доходах, уровне поддержки тех или иных партий и кандидатов на президентских выборах. Однако эти исследования были количественными, а не качественными: подсчитывался процент ответов на тот или иной заранее сформулированный социологами однозначный вопрос. Нехватку качественных исследований, сфокусированных на прямой речи самих участников, их объяснении своих мотивов, идеологических предпочтениях, личных историях, восполнила «Независимая исследовательская инициатива» — «НИИ митингов» — во главе с заместителем директора Центра современной философии и социальных наук при философском факультете МГУ Александром Бикбовым. Участники «Инициативы» провели несколько сотен интервью с участниками митингов на Болотной, на проспекте Сахарова, на Поклонной горе, в Лужниках, на Пушкинской и Новом Арбате. О результатах этого исследования Александр Бикбов рассказывает «Эксперту».
— Было много попыток истолковать зимние митинги за честные выборы, но большая часть этих трактовок принадлежит не участникам, а внешним наблюдателям. Если опираться на слова самих участников — что это было?
— Взявшись с коллегами по «НИИ митингов» ответить на этот вопрос, мы выяснили, что часто люди сами не знали, почему они вышли на улицы. Поэтому была избрана стратегия косвенных вопросов: когда люди впервые вышли на митинг, чего от него ждут, чем он нравится, чем нет. И даже в ответах на эти вопросы уровень неопределенности был довольно высок.
Одно из объяснений, которое удалось получить в ходе интервью и анализа контекста событий: в этих митингах кристаллизовались, встретились несколько разнонаправленных тенденций, которые ранее не были синхронизированы.
— Какие это тенденции?
— Отказ активистов и оппозиционных политиков, например «Солидарности» и различных левых групп, от узкой партийной логики в пользу модели социальных движений. Это раскрыло пространство для участия широкой публики, которая не ассоциирует себя ни с одной из партий или символик. Вторая тенденция — это публичная политизация лидеров мнений из разных сфер, которые обычно почти не писали о политике, но за месяц или за два до выборов начали активно и личностно комментировать политические новости. Примеры — топовые блогеры, такие как drugoi (Рустем Адагамов) или Божена Рынска. Сюда же попадают авторы ряда модных изданий, таких, например, как «Большой город». Третья тенденция — рост неполитических гражданских инициатив последних трех-четырех лет — начиная с тушения лесных пожаров и борьбы за Химкинский лес и заканчивая инициативным поиском пропавших детей и детдомовской благотворительностью. Среди вышедших на Болотную было немало людей с подобным опытом. Наконец, некоторые из наших интервьюируемых отмечали, что пос