Владимир Путин выполнил очередное предвыборное обещание — в России появился уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей. «Текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, нужно решать уже сегодня, — заявил президент на Санкт-Петербургском экономическом форуме. — Именно поэтому в России создается новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей — как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда. И в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Кандидатов на должность федерального омбудсмена по защите предпринимателей выдвигали все три российских бизнес-ассоциации — «Опора России», «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Агентство стратегических инициатив (АСИ). В результате в шорт-лист вошли четверо: глава «Опоры России» Сергей Борисов, член бюро правления РСПП Игорь Юргенс, руководитель «Деловой России» Борис Титов и адвокат Михаил Барщевский. Из них Владимир Путин «по итогам консультаций с бизнес-сообществом» выбрал Бориса Титова. Примечательно, что Игорь Юргенс после этого написал заявление о выходе из президентского совета по правам человека, прокомментировав это так: «РСПП выдвинул меня кандидатом на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Президент назначил уполномоченным Титова. Правами предпринимателей, чем я занимался в президентском совете, сейчас логичнее заниматься Титову».
О том, какие полномочия будут предоставлены бизнес-омбудсмену и как эти полномочия будут использоваться, «Эксперт» расспросил уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
— На новой должности вы сохраните за собой пост председателя «Деловой России»?
— К сожалению, нет. По закону это допускается — участие в общественных организациях не противоречит регулированию для чиновников, если это не делается на компенсационной основе, то есть если ты не получаешь в этой общественной организации зарплату. Но есть понимание того, что уполномоченный по правам предпринимателей должен быть равноудален от всех предпринимательских организаций. Или, правильнее сказать, равно приближен ко всем.
— Многие наблюдатели отметили, что само появление омбудсмена по бизнесу означает, что традиционные институты — суд, правоохранительные органы — не исполняют должным образом свои функции. Вы тоже так считаете?
— Если говорить от лица предпринимателей, то мы, конечно, сегодня не верим в прозрачность и объективность российского суда и его профессионализм. Хотя в минимальном объеме суд и выполняет свою функцию, по большому счету, строить серьезную, эффективную корпоративную систему у нас в стране на базе существующей судебной системы и правоохранительных институтов, наверное, не