Совладелец компании Ideas4retail Евгений Бутман в ритейле не новичок. Долгое время он специализировался на рынке электроники. Будучи программистом, в середине 1990-х он создал компьютерную компанию DPI, позднее преобразованную в ECS Group. В рамках этой компании Бутман в 2005 году с нуля запустил сеть магазинов re:Store, которая стала продавать технику Apple не только в России, но и в Европе. По показателям эффективности российская re:Store стала одной из лучших в Европе франчайзинговых сетей. В 2008 году, когда начался кризис, Евгений Бутман стал задумываться о новой модели бизнеса, которая позволила бы достичь наибольшей эффективности. Тогда ему впервые в голову пришла мысль создать розничную группу с монобрендами, и он организовал сети фирменной розницы SonyCentre и Nokia. В 2009 году г-н Бутман обратил внимание на компанию Lego и неожиданно для себя открыл рынок детских товаров. Работа в новом сегменте настолько увлекла ритейлера, что он решил покинуть все остальные проекты. В 2011 году Евгений Бутман со своим новым партнером предпринимателем Александром Мамутом учредил компанию Ideas4retail. Философией нового розничного оператора стало объединение разных сетей фирменных магазинов, в основе идеи которых лежат семейные ценности.
Сегодня в «копилке» Ideas4retail уже 33 магазина четырех разных форматов. На рынке детских товаров компания по франчайзингу управляет испанской сетью интеллектуальных игрушек Imaginarium, английской сетью магазинов для беременных и новорожденных Mamas & Papas и британским универмагом игрушек Hamleys. Есть у г-на Бутмана и собственный бренд — Cook House. В России работает уже семь магазинов этой сети, специализирующейся на товарах для кухни и столовой. Евгений Бутман рассчитывает в ближайшие три года запустить до 10 разных форматов фирменной розницы, которые будут включать в себя до 50 магазинов каждый. Мы поговорили с Евгением Бутманом об идеях его розничных проектов и о перспективах развития розничной торговли.
— Как получилось, что с торговли электроникой вы переключились на детские игрушки?
— Когда, работая в Apple, я случайно вышел на Lego, мне понравилось четкое позиционирование этого бренда, ясный, узнаваемый продукт. Кроме того, рынок детских товаров сам по себе интересный, очень яркий, там есть не только чистая математика, как на рынке электроники, но и эмоции. Сегодня рынок детских товаров — это один из самых перспективных рынков: быстрорастущий, но слабо развитый. Разные эксперты в 2011 году оценили его в сумму от 12,5 до 16 миллиардов долларов в год, а прирост — на 10–15% в год.
Быстрый рост рынку обеспечивает ситуация последних лет — в России стало модно рожать больше одного ребенка. Причем если раньше много детей рождалось в бедных семьях, то сейчас ситуация выглядит ровно наоборот: много детей заводят состоятельные люди. В пользу этого рынка говорит и российский менталитет. У нас особое внимание к детям, меньше прагматизма и больше эмоций. В России принято бо́льшу