Группа «Мумий Тролль», возникшая во Владивостоке три десятка лет назад, по-прежнему прочно связана с родным городом: здесь снимаются клипы на песни группы, действует «Мумий Тролль Music Bar», а лидер «мумий и троллей» Илья Лагутенко защищает амурских тигров и подумывает о строительстве экодома на берегу Японского моря. Новая идея «Мумий Тролля» – фестиваль V-ROX (Vladivostok Rocks), который пройдет 22-25 августа 2013 года в партнерстве с администрацией Владивостока и авиакомпанией S7. О фестивале, новом альбоме группы и фильме, снятом музыкантами на борту барка «Седов», Илья Лагутенко рассказал корреспонденту «Эксперта Online» (и своему соавтору по фантастической киноповести «Владивосток-3000») Василию Авченко.
– Илья, ты стал основателем и куратором фестиваля V-ROX, который должен стать не только ежегодным городским праздником, но – и даже в первую очередь – значимым событием для мировой музыкальной индустрии. Ты уже делился планами превратить Владивосток в культурный центр региона или даже музыкальную столицу мира. Одни категорически приветствуют идею, другие иронически говорят о «Нью-Васюках»… Не слишком ли амбициозная задача для нашего любимого города?
– Безусловно, амбициозная. Но другого пути нет. Музыкальный фестиваль – это единственный «человеческий» выбор, успех которого будет зависеть исключительно от «человеческого» фактора. Скажем, сделать из Владивостока игорную зону, как в Макао, – задача гораздо более амбициозная и не решаемая без вмешательства большой политики и бизнеса. А для того, чтобы сделать во Владивостоке столицу музыкального мира АТР, есть все предпосылки. От факта существования группы «Мумий Тролль» до экономических подвижек, происходящих в индустрии развлечений наших азиатских соседей, и изменений в городской инфраструктуре.
– Чем Vladivostok Rocks будет отличаться от уже существующих в России фестивалей?
– В России таких фестивалей нет. «Рок Владивостока» – это гибрид конференции представителей музыкальной индустрии, творческой образовательной лаборатории для музыкантов и городского фестиваля, где открытые выступления соседствуют с камерными шоу-кейсами. Это шанс для молодых музыкантов показать себя миру и шанс сделать город гостеприимной базой для творческих людей.
– Судя по географии участников (Япония, Америка, Китай, Корея…), V-ROX – фестиваль азиатско-тихоокеанский. Азиатская музыка сегодня интереснее европейской?
– Сцены АТР и России сейчас переживают примерно одинаковые тенденции. Дело в том, что экономическое развитие всех наших стран дает возможность для превращения независимой сцены в один из полноценных сегментов индустрии развлечений. И Россия, и Корея, и Китай, и Вьетнам, например, никогда не были включены в мировую систему шоу-бизнеса, но сейчас имеют эту возможность. Как мы будем ее использовать – нам не расскажет и не покажет никто. Мы придем к этому своим путем, и наш фестиваль будет путеводной звездой.
– В ходе V-ROX будет презентован новый альбом «Мумий Тролля», обложку которого сейчас наперебой изобретают все желающие, занявшись коллективным онлайн-творчеством. Правда ли, что это будет самый владивостокский альбом группы?
– Учитывая, что часть репетиций новых песен проходила в студии владивостокского Дома радио на улице Уборевича, 20а… Такого мы точно себе никогда не могли позволить – все по Лондонам да Лос-Анджелесам!
– Недавно вышел снятый во Владивостоке Глебом Телешовым клип на одну из песен нового альбома – «Четвертый троллейбус» (и, кстати, буквально на днях мэрия Владивостока доложила о покупке новых троллейбусов – глядишь, и до возрождения маршрута №4 дело дойдет; пророчества «Мумий Тролля» сбываются, и премьеру следующего клипа – про акул – я встречал, признаюсь, с некоторой тревогой). Мне кажется, и текст, и видеоряд «Троллейбуса» похожи на ребус, который способны адекватно расшифровать только владивостокцы. Расчет был именно на это?
– Это не расчет. Это называется – «понесло» водителя троллейбуса (смеется). Это смесь ностальгии по русскому року 80-х. Когда я услышал первые записи «Аквариума», «Кино» и «Алисы» (в песне, кстати, есть отсылы к каждой из этих групп), я действительно каждый день из школы ехал домой на троллейбусе №4. Жил я тогда у дедушки на Седанке, поэтому по дороге пересаживался на троллейбус №1 и с «Чайки» шел пешком (да-да-да, через кладбище), а потом по сопке, где действительно цвел багульник.
– Кругосветка «Мумий Тролля» на барке «Седов» завершается. Не заразились ли участники группы морской болезнью? Одним из итогов кругосветки станет фильм – когда мы его увидим?
– Таблетки от укачивания так и не пригодились. Фильм уже перешел в стадию постпродакшна. Это музыкальная комедийная драма о том, как группа из дальневосточной российской глубинки решает завоевать мир и отправляется в путешествие под парусами – для того чтоб открыть в себе много нового. Но при этом рискует стать жертвой продюсера-лицемера и лжекапитана.
– О Владивостоке слышны невеселые вещи: люди отсюда уезжают, уровень жизни невысокий, порой создается ощущение какого-то тотального депрессняка… В песнях «МТ» Владивосток, напротив, – светлый, манящий, фантастический. Каким ты видишь его будущее – и вообще перспективы российского Дальнего Востока? Как развиваться, на кого ориентироваться – на Москву или на соседей?
– Мы ж не зря с тобой «Владивосток-3000» писали! Это как вариант рецепта, на что ориентироваться. Хотя жизнь – такая вот удивительная штука. Я и в Калифорнии встречал немало людей в жутком депрессняке, из которого им не видно никакого выхода. Не хотел бы прослыть неутомимым авантюристом и прожектером, но, похоже, как говорил великий О. Бендер, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По-моему, самое главное – обозначить собственные ориентиры, и – полный вперед!