Экономические санкции Запада против России пока не повлияли на реальные бизнес-процессы и планы компаний. Конечно, какой-то негативный эффект от них будет, но в то же время нынешний кризис в отношениях между Россией и Европой может быть использован для того, чтобы перевести наши экономические отношения на новый уровень. Об этом, а также о перспективах российской экономики «Эксперт» поговорил с Ульфом Шнайдером — генеральным директором Russia Consulting, одной из ведущих западных консалтинговых фирм в России.
— Как повлияли введенные США и ЕС санкции на российско-европейские экономические связи?
— На бизнесе компаний из Германии и из большинства других стран Евросоюза санкции никак не сказались. Пока это чистая формальность. Это общее впечатление. Важно и то, что я пока так и не встретил бизнесмена, который сказал бы: «Я за санкции». Все выступают против санкций, но не только потому, что они как-то влияют на их бизнес, но и потому, что, по их мнению, они вообще не имеют смысла. Ни одного человека не видел, который разумно смог бы объяснить, зачем нужны такие санкции. Различные западные ассоциации, в том числе, например, Российско-германская внешнеторговая палата (я член ее правления), — сразу же после того, как конфликт начался, приняли решение, что мы против санкций. Это однозначное решение.
— А если говорить о первой реакции на санкции, есть разница в реакции между малым и средним бизнесом и бизнесом крупным?
— Конечно есть. Крупные организации понимают, что они на виду. Поэтому генеральные директора крупных компаний три раза подумают, как лучше себя позиционировать. В качестве примера приведу острую дискуссию в Германии о том, правильно ли поступил генеральный директор Siemens Джо Кезер, который встретился с президентом Путиным. Я думаю, что даже если встреча не была запланирована заранее (а она была запланирована уже давно), даже если она была организована спонтанно, она все равно имела бы смысл. К сожалению, контакты и обсуждения на политическом уровне сегодня идут не так хорошо, поэтому тем более важно, что на уровне экономики предприниматели поддерживают сотрудничество между российскими и немецкими компаниями. Поэтому я лично очень приветствую встречу гендиректора Siemens Кезера с Путиным.
— Будет ли какой-то долгосрочный экономический эффект от санкций?
— Прямых последствий от этих санкций, наверное, не будет, но косвенные будут. Они уже заметны. Например, финансировать поставки из Германии в Россию уже стало тяжелее. Есть некоторые ухудшения климата для российских компаний, которые инвестируют в Германию, — это стало дороже, потому что немецкие банки вынуждены закладывать в стоимость кредитов повышение рисков. Поэтому косвенный эффект действительно есть. Но с другой стороны, должен отметить важный факт: все бизнесмены сегодня понимают, что именно во время кризиса диалог между российскими и немецкими бизнесменами стал еще более важным, и я вижу, что взаимный интерес на уровне бизнеса вырос. Все интересуются, какое у тебя мнение, интересуют