1. Делать фестиваль на юге России сложнее, чем в центральных регионах?
Конечно же, трудности есть, в первую очередь климатические. Делать фестивали формата outdoor вне населенных пунктов считается высшим пилотажем в индустрии развлечений. А если учесть, что Kubana проводится на берегу моря в самый жаркий сезон, то можете догадаться, насколько нам приходится сложнее, чем организаторам оупэн-эйров в центральной полосе России. Есть и региональные особенности. Все время приходится считаться с тем, что Краснодарский край — регион с наиболее сильно развитыми казачьими и православными традициями. Об этом необходимо постоянно помнить, когда занимаешься формированием культурной программы любого мероприятия.
2. Когда вы начинали делать Kubana, какой фестиваль был для вас образцом?
Любой европейский музыкальный форум на тот момент мог стать для меня образцом. Конечно, были космические примеры, такие как Sziget, Rock am Ring, Reading. Короче, было к чему стремиться.
3. Как менялся фестиваль в течение пяти лет?
Изменения можно охарактеризовать одним словом: развивался. Музыкальная концепция тоже развивалась, при этом сохранилась изначальная идея — проводить фестиваль модно, стильно, по-молодежному. Сравнивать первый фестиваль и то, что мы имеем сейчас, просто невозможно. К музыкальной составляющей, преимущественно роковой, добавились электронная музыка, театр, цирк, кино и много чего еще. При этом сохранилась атмосфера безмятежного праздника и веселья, которая возможна только на берегу моря в лучах жаркого краснодарского солнца.
4. Что было вашим самым ярким впечатлением за все время проведения фестивали?
В прошлом году, на юбилейной Kubana, во время открытия фестиваля публика начала скандировать: «Кубана! Кубана! Кубана!» Это были непередаваемые ощущения. Впервые в жизни я слышал, чтобы скандировали название мероприятия, а не любимой группы.
5. Что вы можете сказать о музыкальной программе этого года? И как в одном фестивальном пространстве могут ужиться Korn и Валерий Леонтьев?
В этом году, совершенно непроизвольно, мы ушли от «маргинальности» в музыкальной составляющей и сделали упор на более спокойную, умную и, если позволите, интеллектуальную музыку. C каждым годом Kubana взрослеет вместе со своей аудиторией, и это процесс вполне естественный. А по поводу Валерия Леонтьева… Мне трудно судить о том, как он уживется с группой Korn, но, наверное, примерно так же, как System of a Down ужились с Юрием Антоновым или The Offspring с группой «Дюна». На Kubana нет места нетерпимости в любых ее проявлениях. Нот всего семь, и из них складывается любое музыкальное произведение, независимо от того, кто его исполняет. Именно ради этих семи нот десятки тысяч молодых людей и приезжают на Kubana.
6. У вас никогда не было соблазна перенести куда-нибудь фестиваль? Например, в этом году провести его в Крыму?
Такие мысли появляются регулярно. Все, что нам нужно, — комфортные условия для работы. Пока нас поддерживает администрация региона, удается соблюдать этот баланс. А что касается Крыма, то я уверен, что через несколько лет он будет фестивальным центром России. Причем фестивали будут не только музыкальные. Но на данном этапе есть множество сложностей для организации мероприятий в Крыму.
7. Каких оупен-эйр-фестивалей России не хватает?
Таких, как Kubana, собственно, и не хватает. На сегодняшний день высококачественные мероприятия можно пересчитать по пальцам. Совсем недавно прошел фестиваль Alfa Future People под Нижним Новгородом. Это прекрасно, что крупные компании, такие как Альфа-банк, обратили внимание на молодежную субкультуру. При определенном количестве инвестиций можно дать хороший старт новым проектам — это то, чего нам больше всего не хватало пять лет назад.