О проблемах исполнения нашумевшего закона рассказывает Олег Скворцов, доктор юридических наук и руководитель судебной практики санкт-петербургского офиса компании DLA Piper.
— Вступление в силу ключевых положений антитабачного закона вызвало немало вопросов со стороны предприятий торговли. В чём проблема с исполнением закона?
— Сложности с исполнением антитабачного законодательства действительно имеют место. Продиктованы они в основном тем, что сам текст закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» допускает неоднозначную трактовку некоторых его положений.
Например, на протяжении несколько месяцев в прессе обсуждается ситуация с курением на летних верандах предприятий общественного питания. Федерация рестораторов и отельеров уже неоднократно обращалась за разъяснениями по этому вопросу в самые разные органы — Роспотребнадзор, прокуратуру, Минпромторг. «ОПОРА РОССИИ» недавно заявила, что требование Роспотребнадзора о запрете курения на верандах ресторанов и кафе ущемляет права предпринимателей и не согласуется с положениями антитабачного закона.
Торговые точки, в свою очередь, зачастую не понимают, как им организовать работу, чтобы не нарушать закон. Объединение предприятий мелкой торговли «Коалиция киоскёров» организовало собственную горячую линию для предпринимателей, торгующих табаком. Вопросы самые практические: как правильно составить перечень табачной продукции, где его разместить, как организовывать демонстрацию товара покупателю с учётом запрета выкладки продукции, или даже такой, чисто технический, момент — можно ли обновить запас сигарет в торговом оборудовании непосредственно в часы работы торговой точки. Текст закона составлен таким образом, что эти базовые для бизнеса вопросы оказались неурегулированными.
— Действительно, с курением на верандах путаница. В одних заведениях можно, в других нельзя, кое-где посетителю говорят «под вашу ответственность». Кто прав в этой ситуации?
— Сами авторы антитабачного закона заявляли в прессе, что текст закона не подразумевает подобного запрета. Статья 12.1(6) запрещает курение только внутри помещений, предназначенных для оказания услуг общественного питания, и не касается прилегающих территорий, предназначенных для этого.
Вместе с тем, ни сам закон, ни иные акты действующего законодательства не содержат чёткого определения термина «помещение». Отсюда и возникает позиция, согласно которой любая каким-либо образом выделенная территория (например, расположенная на подиуме или ограниченная загородкой) может трактоваться как помещение, а значит, подпадать под запрет.
Однако подобное толкование не в полной мере согласуется с общим смыслом действующего законодательства. Дело в том, что помещением должна считаться часть здания или сооружения, то есть часть замкнутого объёма. Таким образом, открытые летние веранды и террасы к помещениям относиться не должны. Это означает, что курение на таких верандах и террасах законом не запрещено.
— Существует ли какая-то аналитика относительно того, как розничные сети или заведения общепита исполняют положения антитабачного закона и чем закон грозит рынку?
— По данным Федерации рестораторов и отельеров России, после введения с 1 июня 2014 года запрета на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали на 15–20 процентов. Но официальной статистики пока нет, поскольку значительная часть положений закона вступила в силу лишь два месяца назад. Есть данные из других стран, в которых были введены подобные запреты. Возьмём, например, Германию: по данным Германского объединения предприятий гостиничного бизнеса и общественного питания Dehoga, 81 процент клубов и пивных понесли финансовые убытки из-за запрета на курение, причём у 63 процентов из них доходы уменьшились более чем на 10 процентов. Около 150 из 2,5 тысячи баров в земле Северный Рейн-Вестфалия закрылись. В результате вопрос об ограничении курения в общепите был передан в ведение федеральных земель. Так, в Берлине курить разрешено во вспомогательных помещениях, где отсутствует возможность делать заказы. В Гессене владельцы небольших пивных сами вправе решать, разрешено ли у них курить. В Гамбурге курение разрешено в барах, площадь которых не превышает 75 квадратных метров.
— Предпринимателей больше всего напугали большие штрафы, устанавливаемые новым законом. Есть ли понимание того, как организован надзор за исполнением?
— В соответствии с КоАП РФ, за отсутствие таблички, извещающей о запрете курения, ресторану придётся заплатить до 60 тысяч рублей. В случае, если в заведении гости будут курить, штраф для заведений может составить до 90 тысяч рублей. Запрет касается не только сигарет, но и кальянов, в смеси для которых используется табак.
Функцию контроля за исполнением закона в части ограничения продажи табачной продукции в торговых точках осуществляют Роспотребнадзор и прокуратура. Предприятия общепита на предмет соблюдения запрета курения проверяют Роспотребнадзор, прокуратура и органы пожарного надзора, а за курильщиками должна следить полиция.
Об итогах проверок сообщают пока лишь отдельные регионы. Например, пресс-служба ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю отчиталась недавно, что за июнь 2014 года на территории края было проведено 498 проверочных мероприятий, по результатам которых сотрудниками полиции выявлено 305 административных правонарушений, из них по статье 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» — 266. Любопытны недавние данные опроса, проведённого ВЦИОМ: 34 процента курильщиков говорят, что соблюдают закон, 25 процентов прячутся, 17 процентов закон нарушают и готовы платить штрафы.
— Какие «тёмные места» антитабачного закона нужно прояснить?
— В законе оказались неурегулированными многие вопросы практического характера. Например, закон устанавливает запрет выкладки табачной продукции в торговой точке. Демонстрация продукции покупателю допускается только по его требованию и после того, как он ознакомится с перечнем табачной продукции, предлагаемой к продаже. Законом предусмотрен ряд требований к составлению такого перечня, однако круг информации, которая должна в нём содержаться, чётко не очерчен. Кроме того, сам порядок демонстрации табачной продукции никак не урегулирован.
Законом также не установлены ограничения в отношении количества образцов табачной продукции, которые могут быть продемонстрированы покупателю. Соответственно, ему можно показать одну пачку, несколько пачек или всю линейку предлагаемой продукции в зависимости от его требования.
Наконец, законом никак не регулируется вопрос о возможности организации продажи табачной продукции по принципу самообслуживания. Такой вариант в целом возможен при условии соблюдения остальных ограничений. Например, в торговом зале могут быть размещены закрытые шкафы, открыть которые покупатель может самостоятельно после ознакомления с перечнем предлагаемой продукции. При этом непосредственно покупка должна совершаться на кассе, где продавец сможет удостовериться, что табачную продукцию приобретает совершеннолетний покупатель. В таком случае торговым точкам также следует предпринять дополнительные действия по контролю доступа покупателей к продукции (например, помощь сотрудника магазина покупателям в торговом зале).
— Как эффективнее решать проблему выкладки товара в сетях — проводить разъяснительную работу для бизнесменов или пытаться повлиять на законодателя в надежде, что он прояснит какие-то моменты?
— Мы полагаем, что органы правоприменения выработают позицию в отношении толкования ограничений закона. Чтобы такая единая прозрачная позиция оказалась применимой и выполнимой, разрабатываться она должна во взаимодействии с бизнесом. Важно, чтобы контролирующие органы с пониманием относились к ситуации, в которой оказался бизнес, и предоставляли ему достаточное время для адаптации. Несмотря на то, что закон был принят ещё в начале 2013 года, очевидно, что многие вопросы по его тексту и содержанию до сих пор не решены.