Еще в начале 2000-х российскую фармотрасль считали безнадежно отставшей. Казалось, что в мировом многомиллиардном пироге для нас не предусмотрен даже маленький кусок. Динамику развитию отрасли придали как меры правительства, в частности стратегия развития фармпромышленности «Фарма-2020» (принята в 2009 году) и федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (утверждена в 2011 году), так и усилия многих российских производителей. Важно, что и бизнес принимал активное участие в формировании этих программ. Перед отраслью было поставлено несколько задач. Ближайшая — импортозамещение, с чем отечественные и иностранные компании, построившие в России свои заводы, успешно справляются. Объемы инвестиций в отрасль, по данным Минпромторга, за последние несколько лет превысили 1,5 млрд долларов.
Натренировавшись на дженериках и нарастив финансовые мускулы, наши компании пошли в инновации: к октябрю 2014 года в рамках ФЦП было заключено 310 госконтрактов. Из них 60 находились в стадии клинических исследований, в этом году получены разрешения на начало клинических исследований еще более чем в двух десятках проектов.
Поставленная задача — к 2018 году производить в России 90% лекарств из категории жизненно важных — решается с опережением графика: уже сейчас мы производим их более 65%. О том, почему все получается в фарме, и о новых задачах отрасли «Эксперту» рассказал заместитель главы Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Цыб.
— Вы взялись за непростую задачу — восстановление фармотрасли в тот момент, когда отечественные производители занимали на рынке весьма небольшую долю. При этом нужно было проводить политику таким образом, чтобы не отпугнуть импортеров и не оставить людей без лекарств. Как вам это удалось?
— Мы понимали, что главной нашей задачей является не протекционизм, а создание развитой индустрии. А она формируется за счет сильных игроков. Семь лет назад, когда создавалась стратегия развития фарминдустрии, ими были в основном иностранные компании и наши крупные дистрибуторы. Нужно было придумать такой механизм, который стимулировал бы не импорт лекарств, а создание их в России, причем механизм должен был быть единым для всех, как для российских игроков, так и для иностранных. И когда такие задачи были еще только продекларированы, первыми откликнулись наши дистрибуторы. Практически все они за короткое время, с 2009 года, вложили очень приличные средства в создание производств. И это тоже подстегнуло иностранцев к тому, чтобы либо строить здесь заводы, либо вступать в партнерские отношения с российскими компаниями для размещения своих продуктов. Многие иностранные компании построили свои заводы или купили — это Takeda, Sanofi, Novo Nordisk и другие. А Roche, Merck, Eli Lilly используют мощности, которые создали в стране наши производители, такие как «Фармстандарт» или «Р-Фарм». В целом западные компании вложили более полутора миллиардов долларов в локализацию.
— Еще лет пять назад представители многи