В регионе Урал и Западная Сибирь работает крупнейшее газотранспортное предприятие — ООО «Газпром трансгаз Югорск», его объекты расположены на территории трех субъектов федерации: Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, а также Свердловской области.
В компании работает более 25 тыс. человек, и каждый год коллектив обновляется как минимум на 2,5 тыс. человек, из которых порядка 160 молодые специалисты. Четверть из них — выпускники Уральского федерального университета. Безусловно, у компании с такой спецификой очень многогранные потребности. Система транспортировки газа одна из самых наукоемких, для ее поддержания постоянно требуются научные разработки. И Уральский федеральный университет, совмещающий две эти опции, для такой компании — идеальный партнер.
В рамках проекта изучения моделей взаимодействия работодателей и высшей школы мы с заместителем генерального директора «Газпром трансгаз Югорск» Андреем Годлевским и заведующим кафедрой «Турбины и двигатели», действительным членом Академии инженерных наук РФ и Международной энергетической академии, д.т.н., профессором Юрием Бродовым вспоминаем историю сотрудничества компании и вуза и обсуждаем планы на будущее.
На результат
— Как показывает наш проект, промышленные компании региона в зависимости от специфики находят разные форматы сотрудничества с УрФУ, но все известные нам успешные истории сформировались в Свердловской области. Как предприятие и университет, находясь на расстоянии 700 км, нашли друг друга?
Андрей Годлевский:
— У истоков нашего предприятия стояли в том числе люди, окончившие Уральский политехнический институт (предтеча УрФУ. — Ред.). Именно они в начале 60-х годов, когда началось освоение газовых месторождений Западной Сибири, приехали в Ивдель, в первую дирекцию газопроводов Игрим — Серов. Их опыт и образование требовались для того, чтобы построить тогда газовую магистраль. А когда начался процесс эксплуатации, стало понятно: компетенции по строительству и пусконаладке теперь нужны не в таком объеме, зато появилась необходимость в обеспечении надежности и эффективности транспорта газа. Специалисты, работающие на газопроводе, должны были как минимум понимать, что такое газодинамический процесс. Нужна была программа повышения квалификации. Логично, что первые обращения были направлены в УПИ — именно из этой школы вышло много первопроходцев. Тем более что в вузе с начала 60-х годов действовала кафедра «Турбиностроение» (впоследствии — «Турбины и двигатели»). Так совместными усилиями появился первый учебно-производственный комплекс повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена.
Юрий Бродов:
— Но этим проектом наши контакты не ограничились. Руководители предприятия понимали, что необходимо заниматься постоянным внедрением научных разработок, потому что в процессе эксплуатации появляется масса вопросов. А в нашем университете, тогда УПИ, была база для постановки и выполнения задач для этой отрасли: в начале 80-х годов здесь появилась отраслевая научно-исследовательская лаборатория газоперекачивающих агрегатов под эгидой отраслевого института «Газпрома» — ВНИИГаза. Апробация идей проходила как раз на построенных газопроводах «Тюментрансгаза» (сейчас ООО «Газпром трансгаз Югорск»).
Перед нашими учеными ставились задачи повышения эффективности работы агрегатов, изучения причин аварий, поиска технологических решений, позволяющих обеспечить надежность транспортировки. Так, в 90-е годы проведена оптимизация режимов работы газотранспортной системы компании в целом и компрессорных цехов в частности, результаты внедрены на предприятии. На стыке с 2000-ми мы изучали целесообразность выбора конструкции трубчатых регенераторов при крупномасштабной замене ими пластинчатых регенераторов для одного из наиболее распространенного типа ГТУ. В последние годы разработан ряд методик, в частности определения срывных и неустойчивых режимов работы осевых компрессоров с целью предупреждения их помпажа; определения технического состояния ГТУ с изменяемой геометрией проточной части. Особо выделю создание новой конструкции лопаточного аппарата осевого компрессора ГТУ типа ГТК-10-4, позволившей снять ограничения по максимальным режимам работы установок и предупредить аварийные остановы.
Учить и учиться
— Хорошо, 25 лет назад компания пошла по пути наращивания компетенций. А какая модель подготовки специалистов действует сейчас?
А. Г.: Сегодня мы имеем мощную современную газотранспортную систему, ее эксплуатация строится на множестве инновационных решений. И нам как никакой другой отрасли нужен образованный и квалифицированный персонал. Настал момент, когда нужно бороться за специалиста. В последние годы предприятие активно занимается привлечением и подготовкой профильных кадров высокой квалификации. Ведем профориентационную работу со школьниками в городах и поселках зоны деятельности ООО «Газпром трансгаз Югорск». В соответствии с инициативой головной компании ОАО «Газпром» в Югорске совместно с УрФУ запустили пилотный проект «газпром-класс» для углубленной подготовки старшеклассников. В этот класс отбираются дети на конкурсной основе. Главное требование — хорошее знание физики, математики, информатики. К учебному процессу для преподавания технических дисциплин привлекаются преподаватели УрФУ, чтобы сразу задать высокий уровень подготовки. Часть выпускников этих классов планируют поступать в УрФУ.
Для совершенствования системы подготовки кадров мы предприняли следующий шаг — совместно с УрФУ в 2013 году создали на базе учебно-производственного центра «Газпром трансгаз Югорск» базовую кафедру «Энергетика». Это структурное подразделение университета. Для будущих газовиков разработаны учебные и рабочие планы, адаптированные под наши производственные требования. После четырех лет обучения по программе прикладного бакалавриата мы получим специалистов по направлениям «Энергетическое машиностроение» и «Электротехника и автоматика». Это будут готовые специалисты, получившие не только теоретические знания, но и практические навыки. Все домашние задания, курсовые проекты, дипломные проекты выдаются по тематике оборудования с учетом специфики предприятия, а при прохождении практики на базе нашего учебно-производственного центра студенты получают еще и рабочую специальность.
Ю. Б.: Такая модель нужна и нам, потому что позволяет преподавательскому составу быть в курсе потребностей промышленности и давать не просто теорию, а знания, в которых она действительно нуждается.
— А интерес молодежи к такому формату обучения есть?
А. Г.: Мы видим довольно большой интерес, учиться к нам едут ребята из всех ближайших трассовых городов и поселков. Но он появляется не сам по себе, мы начинаем готовить газовика буквально с детского сада. В этом году выпускаем азбуку газовика для детей дошкольного возраста и начальной школы. В следующем году подготовим такие же пособия для учеников с третьего по восьмой класс, а еще через год выпустим книги для старшеклассников. Обязательно проводим экскурсии по предприятию: важно, чтобы дети понимали, как организован рабочий процесс. Необходимо больше рассказывать о профессии, на конкретных примерах показывать ее особенности. Проведение региональных подготовительных курсов с привлечением преподавателей УрФУ, участие старшеклассников в межвузовских конференциях в нашем городе уже стали доброй традицией. Эти мероприятия помогают школьникам сориентироваться в многообразии направлений подготовки, сделать важный выбор в жизни — определить будущую профессию, качественно подготовиться к поступлению в любой технический вуз.
— Но для вас важно, чтобы молодежь возвращалась именно в ваши города. Как это стимулировать?
А. Г.: После окончания вузов в Санкт-Петербурге и Москве возвращается
10 — 20% наших ребят, из тех, кто выбрал УрФУ, — 70%. И это еще одна мотивация выстраивать системные отношения именно с УрФУ. В этом году студенты, окончившие второй курс на базовой кафедре «Энергетика» в Югорске, переезжают для продолжения учебы в Екатеринбург. Университет предоставляет им очень хорошие условия для проживания. Сейчас мы обсуждаем вопрос о том, чтобы на базе УрФУ сформировать проект, который мы называем «Землячество»: в его рамках объединятся студенты четырех дочерних обществ — «Газпром трансгаз Югорск», «Газпром трансгаз Ухта», «Газпром трансгаз Томск» и «Газпром трансгаз Екатеринбург». Мы готовим персонал для одной отрасли и считаем, что вместе с УрФУ нужно предоставить им возможность общаться как на профессиональном уровне, так и поддерживать дружеские связи. Именно эти ребята, объединенные общей идеей и атмосферой, потом возвращаются на малую родину.
Ю. Б.: У нашего университета много партнерских программ с работодателями. Отношения складываются по-разному, но в данном случае я бы выделил одну особенность: масса инициатив идет от самого «Газпром трансгаз Югорск». Это говорит о том, что компания серьезно связывает свое будущее с кадровым потенциалом. Это очень правильная тенденция, которая даст качественно иной эффект от взаимодействия высшей школы и промышленности в будущем.