Правительство Санкт-Петербу рга одобрило присвоение проекту «Газпром газомоторное топливо» по строительству сети АГНКС статуса Стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга. О том, как проект преобразит транспортную систему города, рассказал генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.
– Михаил Владимирович, в последние годы вопрос о необходимости внедрения альтернативных видов топлива на транспорте звучит все чаще, однако именно использование природного газа представляется наиболее перспективным. С чем это связано?
– Природный газ обладает рядом преимуществ перед традиционными видами топлива. Из основных можно обозначить следующие: он экономичен, поскольку имеет самую низкую стоимость, экологичен и безопасен.
Помимо этого, имеется опыт использования газомоторного топлива в регионах и достаточно развитые технологии для его внедрения, чего нельзя сказать о других альтернативных видах топлива.
– Ваша компания ведет деятельность на территории всей России, как вы оцениваете газомоторную инфраструктуру Санкт-Петербурга на уровне общероссийских показателей?
– В Санкт-Петербурге газозаправочная инфраструктура создавалась еще в 80-е годы и насчитывала десять автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), однако их основная часть выработала свой ресурс и была закрыта владельцами. Сегодня заправить автомобиль природным газом можно на трех газозаправочных станциях, расположенных на Астрономической улице, Пулковском шоссе и в Сестрорецке. В Ленинградской области действуют две АГНКС Группы «Газпром» – в Тосно и Тихвине. Сегодня по количеству объектов газомоторной инфраструктуры Санкт-Петербург уступает таким городам, как Ростов-на-Дону, Нижний Тагил, Екатеринбург и Новокузнецк. Очевидно, что для многомиллионного мегаполиса, который является одним их крупнейших промышленных и логистических центров, требуется более развитая инфраструктура. Для этого мы разработали инвестиционный проект, предполагающий форсированное строительство газозаправочных объектов, и представили его в Совет по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга.
– Расскажите подробнее о самом проекте.
– Мы оценили потенциальный спрос на компримированный природный газ в Санкт-Петербурге и на основе полученных данных разработали проект строительства газозаправочной сети, состоящей из 25 АГНКС. Ввод объектов в эксплуатацию планируется проводить поэтапно. Нами проведена работа по определению локаций и предварительному подбору земельных участков под строительство объектов, которые соответствуют техническим требованиям. Ввод в эксплуатацию новых станций увеличит мощность существующей инфраструктуры на 175 млн кубометров природного газа в год. Это позволит обеспечить газомоторным топливом дополнительно 9,5 тыс. единиц техники. Для примера, ежегодное потребление природного газа в качестве моторного топлива в России составляет порядка 400 млн кубометров. Дополнительным проектом по внедрению газомоторного топлива на транспорте может быть строительство инфраструктуры для бункеровки морских и речных судов, это окажет положительный эффект на развитие портов.
– Насколько заинтересован город в реализации этого инфраструктурного проекта?
– Работа по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива является государственной задачей, обус ловленной модернизацией фе дера льной транспортно-логистической системы, частью которой является Санкт-Петербург. Совместная работа с правительством города в части закупки экологичной техники и создания газозаправочной инфраструктуры позволит достичь целевых показателей для города по переводу транспорта на природный газ до 50% к 2020 году. Если оценивать экономическую выгоду, то переход городского автопарка на природный газ обеспечит развитие транспортно-транзитной и логистической отрасли, увеличит инвестиционную привлекательность региона. Объекты газомоторной инфраструктуры создадут более 300 новых рабочих мест. По оценкам специалистов, объем взносов во внебюджетные фонды города за десять лет увеличится примерно на 400 млн рублей, а в бюджеты разных уровней: по НДФЛ примерно на 170 млн рублей, по налогу на имущество примерно на 700 млн.
Проект также будет способствовать реализации в Санкт-Петербурге региональной Программы по внедрению газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы, экономическая выгода которой для бюджета города оценивается примерно в 10 млрд рублей. Программа предусматривает строительство 26 АГНКС до 2019 года, в то время как мы предлагаем форсированный вариант – 25 станций до конца 2018 года, и готовы на более высокие показатели. Главное – получить отклик от правительства города.
– Какой эффект окажет развитие газомоторной инфраструктуры?
– Эффект от внедрения на рынке более экономичного вида топлива имеет мультипликативный эффект. Это существенно сократит топливные издержки и повысит рентабельность автопарков. На сегодняшний день природный газ наиболее экономичный вид топлива: его среднегодовая розничная цена в России составляет 12 рублей за 1 кубометр. Мы предполагаем, что строительство сети АГНКС позволит природному газу составить конкуренцию традиционным видам топлива.
– На ваш взгляд, какие стимулы будут способствовать развитию рынка газомоторного топлива в Санкт-Петербурге?
– Одним из ключевых факторов является расположение Санкт-Петербурга и Ленинградской области на международных транспортных магистралях. Наши европейские партнеры сейчас также активно строят инфраструктуру для использования природного газа в качестве моторного топлива. Создание газомоторного коридора на автодороге Хельсинки – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва обеспечит свободный грузопоток по этому маршруту с помощью экономичного и экологичного транспорта.
– Каков объем инвестиций в реализацию проекта в Санкт-Петербурге?
– Стоимость проекта оценивается более чем в 5 млрд рублей.
– Какие меры государственной поддержки рынка газомоторного топлива действуют сегодня и насколько они эффективны?
– Внедрение альтернативных видов топлива невозможно без участия государства, это общемировая практика. Россия пошла по аналогичному пути. Формирование газомоторных автопарков в регионах стимулируется с помощью предоставления субсидий из федерального бюджета. Но, как показывает опыт, эффективных результатов удается достичь только при наличии активной позиции региональных органов власти. В качестве примера можно привести Республики Татарстан и Башкортостан. Высокая активность и готовность региональных властей развивать данный рынок топлива уже привлекли в эти республики более 1,7 млрд рублей федеральных субсидий в 2014-2015 годах на закупку газомоторной техники. Соответственно, темпы развития рынка газомоторного топлива в них существенно выше, чем в других регионах. Еще одним примером продуктивного сотрудничества в сфере расширения использования природного газа на транспорте является наше взаимодействие с правительством Ленинградской области. На маршрутах области эксплуатируется порядка 50 экологичных автобусов. Надо отметить, что Ленинградская область не попадает под действие Распоряжения №767-р, которое устанавливает целевые показатели по переводу пассажирского транспорта и коммунальной техники на природный газ. Использование экологичных и экономичных автобусов в данном случае – это позиция губернатора. К 2018 году мы планируем строительство 11 новых АГНКС.
– Каково социальное значение реализации проекта?
– На протяжении последних десяти лет количество автомобилей в Санкт-Петербурге неуклонно растет. Вместе с тем основная доля выбросов в окружающую среду приходится именно на транспорт. В выхлопах автомобилей, работающих на природном газе, не содержится сажа, это значит, что воздух в городе станет чище. К тому же Санкт-Петербург – объект исторического и культурного наследия, требующий бережного отношения. Использование в городской среде энергосберегающих технологий и солнечных батарей говорит о том, что идет процесс формирования новой культуры осознанного потребления ресурсов. Мы поддерживаем этот вектор с помощью эффективных и экологичных технологий использования природного газа в качестве моторного топлива.