30 августа начался региональный тур по отбору лучших команд, организованный Российской венчурной компанией (РВК) и проводимый стартап-акселератором GenerationS. Цель тура (проходит в 30 городах до 15 октября) — стимулировать технологическое предпринимательство, дать ему возможность масштабироваться. Победители получат выход на партнерскую сеть РВК, состоящую из частных и государственных инвестфондов, институтов развития, отраслевых экспертов, представителей бизнес-сообщества и крупнейших российских компаний — потенциальных потребителей высокотехнологичных разработок.
— Стартап-акселератор — ключевой инструмент РВК по формированию потока качественных технологических проектов в интересах инвесторов и корпораций, созданию в России «инновационного лифта» для талантливых предпринимателей из регионов, а также по развитию региональной инновационной инфраструктуры, — говорит заместитель генерального директора — директор по развитию РВК и идеолог GenerationS Гульнара Биккулова.
— Гульнара, что показывает практика отбора стартапов?
— Стартап-индустрия в России эволюционирует. За десять лет ее становления наиболее удачными с точки зрения инвестиций и появления стартапов оказались 2012 — 2013 годы. Сейчас мы видим закономерный спад: интересные идеи, что были на поверхности, и активные люди, готовые эти идеи развивать, уже состоялись в бизнесе. Лучшие проекты либо получили инвестиции от венчурных фондов, либо находятся в инкубаторах, если речь идет о проектах ранней стадии. Часть стартапов перешли с регионального уровня на федеральный, переехали в Москву и продолжают развивать бизнес. Многие получили гранты от всевозможных государственных фондов.
По общему мнению экспертов, сегодня количество стартапов уменьшилось. А ситуация с качеством проектов обратная: оно улучшается. Несколько лет назад стартап-сообщество в России было очень молодым, в него попадали ребята с идеями, чаще студенты. Сегодня мы наблюдаем процесс «взросления» предпринимателей. В наши акселерационные программы приходят 35 — 40-летние ученые, инженеры, разработчики с серьезным опытом работы в корпоративном сегменте.
Стартапы развиваются, выходят на рынок — и сталкиваются с тем, что нет спроса на инновационную продукцию ни со стороны больших госкомпаний, ни со стороны среднего бизнеса. Проблема со спросом на новые технологии в России огромная.
— Почему его нет?
— У нас страна крупного бизнеса, на большинстве рынков правят госмонополии, не имеющие мотивации развиваться, конкурировать с другими компаниями: у них все хорошо. Стартапы как инструмент развития, источник новых идей для бизнеса, им не интересны. В этих компаниях запрос на инновации отсутствует на стратегическом уровне. Хотя внутри корпораций все же стали появляться люди, которым интересно работать с технологическими проектами и менять бизнес к лучшему. Мы стараемся находить таких людей и вовлекать их в технологическое сообщество, подключать к проектам РВК по развитию инструментов корпоративной акселерации и венчурного инвестирования.
Проблема спроса до сих пор не разрешена системно не только в России. Но в странах с развитой рыночной экономикой немного проще, там большие компании понимают, что стартапы нужны как источники новых идей. В мире есть такой термин — открытые инновации. Это широкий спектр механизмов, который помогает корпорациям активизировать работу со стартапами. Один из них — это конкурсы стартапов, в рамках которых крупный бизнес отбирает лучшие идеи с рынка и встраивает их в свои технологические цепочки. Помимо этого, многие глобальные корпорации создают корпоративные венчурные фонды, через которые они покупают стартапы, а также корпоративные инкубаторы, акселераторы, технопарки рядом со своими промплощадками, где работают с новыми идеями. Российские компании пока не очень знакомы с такими инструментами, у многих нет инновационной культуры, мотивации покупать инновации.
— Что меняется в подходах, инструментарии РВК с учетом эволюции стартап-индустрии?
— Модель нашего флагманского проекта — GenerationS — менялась: когда мы запускали его в 2013 году, была задача просто искать в регионах проекты и выращивать их в стартап-акселераторе. Акселератор — это инфраструктура, позволяющая стартапу в течение короткого времени получить знания, связи, опыт, ускорить развитие, качественно совершенствовать проект. Мы начали этот процесс, чтобы инвесторам было во что инвестировать, потому что те жаловались: проектов нет. Тогда мы отобрали 150 проектов, по итогам 20 из них получили инвестиции в течение полугода и еще 20 — в течение двух лет.
В 2014 году мы решили создавать отраслевые акселераторы, потому что тогда большинство инноваторов предлагали интернет-проекты. Мы подумали, что было бы хорошо, учитывая научный потенциал России, помогать ученым коммерциализировать проекты за пределами интернета, в области, например, промышленности, энергетики, фармы, и сделали такие программы. К ним потянулись инвесторы. Вокруг GenerationS сформировалось сообщество консультантов, предпринимателей, инвесторов, работающих с высокотехнологичными проектами. С прошлого года делаем ставку на корпоративный сегмент.
— Где больше улов?
— Самое популярное отраслевое направление сегодня — «умный город» и ЖКХ, где линейка технологий очень широка: от инновационных строительных материалов до ИT-систем управления зданиями. В этом году появилось много интересных агротехнологических проектов. Понятно, что на это влияют санкции, благоприятная рыночная конъюнктура — есть спрос на отечественные продукты. Кроме того, я вижу тенденцию: инноваторы начинают свой бизнес, уходя из крупных агропромышленных холдингов.
В этом году мы также запустили акселератор, связанный с креативными технологиями: модой, искусством, играми. Здесь есть много партнеров со стороны кинокомпаний, телевизионных каналов, заинтересованных в таких проектах.
— Интересна ваша точка зрения на региональную сборочную площадку технологических и инновационных процессов.
— У РВК большая региональная сеть. В какой-то момент поняли, что работать с каждым отдельным регионом неправильно, регионы развиваются гораздо быстрее, когда они общаются между собой в рамках акселератора, делятся опытом. Надеемся, что у региональных стартапов благодаря GenerationS появится лифт для попадания с локального уровня в орбиту внимания крупного бизнеса.
— Кластеры вокруг крупных компаний являются драйвером роста новых стартапов?
— Да, те компании, которые становятся нашими партнерами, хотели бы расширить воронку партнеров. Им интересна такая разведка новых проектов, выход за традиционное поле, за пределы кластера. Мы помогаем им выстроить партнерскую сеть в других регионах и отраслях.
— Многие регионы не понимают эффективности венчурного инвестирования, не создают для этого условий. Что с этим делать?
— Здесь надо посмотреть на венчурное инвестирование в масштабах страны. Каждый год венчурные инвестиции получают всего 200 — 300 компаний, это очень мало. Актуально для каждого региона сделать комфортную среду для развития потенциала стартапов. Для региона вопрос создания венчурной инновационной экосистемы — это вопрос амбиций и возможностей для развития потенциала бизнеса. Опыт многих стран показывает, что развитие венчурной экосистемы, венчурного инструментария пора включать в стратегию развития.
— Нужна ли общая стратегия, которая четко расскажет регионам, как им двигаться, создавать такую инфраструктуру?
— Мы сейчас живем в очень открытом мире, проблемы нехватки информации практически не существует. Если человека что-то интересует, он легко прочитает в интернете, где этому научиться. То же с крупными компаниями и регионами. Если они хотят меняться, стоит найти консультантов, которые разработают стратегию изменений. Есть ассоциация 14 регионов — лидеров инновационного развития, которые понимают, что инновация — жизненная необходимость. РВК с рядом регионов совместно составляет дорожные карты, где прописывает, как создавать инновационную среду в регионе. Их реализация — это вопрос политической воли и желания что-то менять
Российская венчурная компания (АО «РВК») — государственный институт развития, один из инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы.
GenerationS — крупнейший акселератор технологических проектов на территории России и Восточной Европы и первая федеральная платформа для создания и развития инструментов корпоративной акселерации. Проводится РВК с 2013 года.
GenerationS-2015 собрал рекордное число заявок — 2566 проектов из 14 стран. 141 проект отобран для участия в корпоративных акселераторах по семи направлениям. Заказчиками и индустриальными партнерами GenerationS стали больше 20 российских корпораций. По итогам прорабатывается более 60 совместных проектов. Общая стоимость призов от партнеров GenerationS составила 160 млн рублей.