Бунт рассерженных избирателей на региональных выборах этого года подвел к новой интриге: как справится вертикальная административно-командная система госуправления с губернаторами-чужаками? Пока ничто не говорит о том, что Москва пришлет своих эмиссаров для директивного кураторства мятежных регионов. Политики от оппозиционных партий, победившие в Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области, декларируют готовность сотрудничать с властью, но отстаивают право самостоятельно формировать команду и определять политику. При этом они сталкиваются с двумя группами рисков.
Прежде всего это риски внутренние: неготовность части местных элит и чиновников администрации работать с нежданными выскочками, имеющими минимальные хозяйственный опыт и политическое влияние. Номенклатурная ситуация становится неопределенной, все ждут, что оппозиционного губернатора вот-вот снимут, и потому не желают портить репутацию сотрудничеством с «хромой уткой». Своей же команды у новых глав регионов нет, а резервы партий крайне скудны. Пока еще система едет по инерции, но административный коллапс все ближе: конфликты губернаторов с заксобраниями затрудняют прохождение бюджетов на следующий год и формирование администрации — депутаты повсеместно изъявляют желание контролировать кадровую политику исполнительной ветви власти. Регионы оппозиционным губернаторам достались сложные, с проблемным жилищно-коммунальным хозяйством, сильно закредитованные, а то и вовсе банкроты, как Хакасия. Не везде до сих пор разрешены проблемы со вступлением в зимний отопительный сезон. Назревают трения с муниципальными главами. И это только один контур.
Внешние риски имеют в большей степени среднесрочный характер. Можно уверенно считать, что Москва не допустит коллапса в регионах. Однако в дальнейшем проблемы у новых губернаторов неизбежны, и вовсе не потому, что в центре хотят показательно выпороть оппозиционеров. На самом деле ЛДПР и КПРФ уже хоронят свой рейтинг, связываясь с безнадежными, по сути, субъектами. Федерация будет исправно исполнять все свои обязательства перед регионами, но этого будет хватать лишь на поддержание слабого огонька жизни. Чтобы показать прорыв, прежде всего в социальной сфере или инфраструктурном строительстве, необходимо подключаться к многочисленным правительственным и корпоративным программам, то есть иметь ресурс лоббизма, влияния и личных связей. Этим ресурсом новые губернаторы не располагают. Мало надежды и на новые федеральные кредиты для рефинансирования коммерческих, на новые инвестиции и проекты. Если негативный прогноз сбудется, жизнь в «мятежных» регионах остановится до тех пор, пока новые губернаторы будут оставаться у власти.
После отмены прямых губернаторских выборов в 2004 году у нас, конечно, были оппозиционные губернаторы — например, коммунист Вадим Потомский в Орловской области или либерал-демократ Алексей Островский — в Смоленской. Но кандидатуры эти согласованные, встроенные, системные. Впервые сбой произошел в 2015 году, когда кандидат от КПРФ Серге