На удивление тихо, почти без всплеска канула в Лету чудесная история с гигантским счётом, выставленным Америкой Германии. Напомню: во время встречи с приехавшей в Вашингтон канцлером Меркель президент Трамп вручил ей «счёт за услуги НАТО». По мнению Трампа, Берлин задолжал альянсу за оборону Германии 375 млрд долларов. Немцы, по-видимому, опешили и не сразу нашлись с ответом. Затем некий безымянный член кабинета назвал бумагу возмутительной и заявил: «Такие требования выдвигают с целью запугать другую сторону, однако канцлер восприняла это спокойно и не собирается отвечать на провокации». И уж только потом министр обороны ФРГ фон дер Ляйен заявила, что долгов никаких нет вообще, а заодно ввернула, что намечаемое Берлином увеличение оборонных расходов до 2% ВВП «было бы неправильно связывать исключительно с НАТО», ибо у страны есть и другие траты оборонного характера. И это всё. Больше ни о гигантском долге, ни о возмутительной провокации ни с той ни с другой стороны не издали ни единого звука. Анекдот получился коротким, что удачно подчёркивает его глубину: нам в немногих словах убедительно показали и почему Европа так долго жила мирно — и что дальнейшее спокойствие ей, увы, не гарантировано.
Для Европы полвека вообще без войн и семьдесят лет без войн между ведущими державами — редкое, если не исключительное счастье. Именно долгому миру обязана она огромными достижениями послевоенной поры — это едва ли нужно специально доказывать. Равным образом не нуждается в долгом доказывании и такое простое утверждение: воцарившееся после Второй мировой войны спокойствие в Европе стало возможным — не скажу «только», но прежде всего — потому, что вопросы войны и мира были фактически изъяты из компетенции европейских стран. Две противостоящие сверхдержавы держали крышу над континентом, и если бы какая-то из опекаемых Америкой или Союзом стран захотела с кем-нибудь самочинно повоевать, её бы поставили на место прежде, чем она толком осознала бы безумное своё желание. В результате — та самая «золотая эпоха» стабильности и благополучия, которая у нас на глазах и завершается. Когда с арены сходил Советский Союз, было модно ожидать обратного — что теперь-то, после «конца истории», золотое время станет вечным. Но инерция благоденствия стала понемногу исчерпываться; как обычно, «что-то пошло не так» — чем дальше, тем больше. А тут, изволите видеть, ещё один подарок: привычная крыша от военных угроз пожелала стать существенно более платной, чем во все эти семьдесят лет. И ведь станет, если всерьёз пожелала: не призывы же союзников к атлантической солидарности заставят Трампа передумать. И весь вопрос в том, что случится тогда.
Да, европейцы по мере сил постараются увеличивать платежи — во всяком случае, поначалу. Но чтобы такая конструкция устоялась, нужно, чтобы Штаты предъявляли выполнимые требования (счёт за оказанные ранее услуги на двенадцатизначную сумму выполнимым не кажется) и делали встречные подвижки в перераспределении полномочий внутри НАТО (о чём пока и ре