Интрига «второго уровня» президентским выборам обеспечена. Рейтинги кандидата от КПРФ Павла Грудинина и лидера ЛДПР Владимира Жириновского на прошлой неделе сравнялись и балансируют в районе 6%. Хотя еще недавно казалось, что директор совхоза имени Ленина вырвется вперед: сработал эффект новизны и запроса на левую идеологию. В начале года Грудинин нарастил поддержку электората до 7,1%. Но скандалы с зарубежными счетами и последовавшая кампания в СМИ потащили его назад, хотя и совсем слегка. В любом случае пока только половина левых избирателей готова голосовать за «коммуниста-олигарха». При этом Геннадий Зюганов планирует сам вести коммунистов в новый парламентский цикл и, кажется, готов замахнуться на интригующую партийную президентскую борьбу в 2024-м.
От КПРФ к левому фронту
В 2018 году повторяется ситуация с президентскими выборами 2004 года, когда противостояние шедшему на второй срок Владимиру Путину гарантировало поражение. Тогда КПРФ и ЛДПР решили поберечь политическую репутацию своих лидеров и выдвинули на роли зицпредседателей соответственно Николая Харитонова и Олега Малышкина. На этот раз Жириновский прятаться за спину своего охранника не стал, решив вписать свое имя в Книгу рекордов Гиннеса по количеству неудачных баллотировок в президенты.
А вот коммунисты решили, похоже, сыграть вдолгую. Ведь в выборах 2024 года Путин принять участие уже не сможет, и шансы других политических лидеров сильно повышаются. С прицелом на этот срок хорошо бы получить прочный фундамент в Государственной думе, показав достойный результат на парламентских выборах 2021 года. Следовательно, основная задача коммунистов на сегодня не эфемерное нынешнее президентство, а концентрация сил, средств и практического опыта для успешного набора депутатских мандатов через три года.
Проблема в том, что и на этом поприще у коммунистов в последние циклы особых побед не видно, несмотря на очевидный запрос россиян на левую идеологию, социально ориентированную политику и справедливость. Ядерный электорат КПРФ стареет и сокращается естественным образом. Оттягивают голоса партии-спойлеры и иные движения левого фланга. Скажем, «Родина», которая нежданным своим успехом напугала самих ее создателей. Или «Справедливая Россия». Последняя в какой-то момент даже предложила коммунистам объединиться — те отказались. Как ни удивительно, в этом ряду когда-то оказалось и «Яблоко». Согласно разработанной фондом «Индем» и периодически обновляемой компьютерной программе — базе данных по всем голосованиям в Госдуме как фракций, так и всех депутатов по отдельности, была получена удивительная картина: «яблочники» и коммунисты голосовали одинаково. Журналист Михаил Леонтьев, ознакомившись с данными «Индем», придумал для «Яблока» забавное определение: «англоязычные коммуняки».
Постепенное ослабление позиций КПРФ можно объяснить только высоким отрицательным рейтингом коммунистов. Партия, в реальности давно превратившаяся в социал-демократическую парламентскую силу, не готова провести ребрендинг и