В Италии состоялись парламентские выборы, по результатам которых будут избраны депутаты обеих палат парламента: Палаты депутатов и Сената, а также сформировано новое правительство. Хотя парламентские выборы и смена правительства в Италии — дело привычное, это происходит в среднем раз в год, итоги нынешних выборов потрясли — правда, не столько саму республику, сколько Европейский союз. Две трети избирателей, недовольные существующим положением дел, отдали свои голоса партиям, скептически относящимся к ЕС, его экономической и миграционной политике. Победу на выборах одержала правая коалиция, состоящая из партий «Вперед, Италия» бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони, «Лига Севера» и «Братья Италии», получив 37,5% голосов. Второе место, набрав 32,7%, заняла партия «Пять звезд», возглавляемая 31-летним Луиджи ди Майо. Третье, отнюдь не почетное место досталось левоцентристской коалиции — 23%, причем входящая в нее правящая Демократическая партия предыдущего премьер-министра Маттео Ренци получила лишь 19% голосов. Ренци, принимая на себя ответственность за провал на выборах, объявил о своем уходе в отставку с поста ее председателя, но оставил политическое завещание, призвав однопартийцев не вступать в коалицию ни с одной из «экстремистских партий». Кто из победителей является экстремистом, экс-премьер не уточнил, но его совет вряд ли понадобится: никто его партию в коалицию не приглашает.
Возглавить кабинет министров предстоит кому-то из победителей. Сильвио Берлускони, успевший три раза побывать в должности председателя Совета министров Италии, не сможет четвертый раз войти в одну и ту же реку: из-за судебного приговора по делу о взятке он лишен права занимать государственные посты до 2019 года. Однако ему, являющемуся, как известно, не только сторонником снятия с России европейских санкций, но и личным другом президента Владимира Путина, будет нетрудно найти общий язык с Луиджи ди Майо, который также выступает за снятие санкций с нашей страны. Понимание необходимости нормализовать отношения с Москвой разделяет с лидером вся партия «Пять звезд». Например, депутат парламента Италии от этой партии Паола Каринелли еще в прошлом году заявляла, что из-за антироссийских санкций итальянская экономика потеряла семь миллиардов евро.
В Брюсселе, естественно, разочарованы результатами выборов, а либеральная пресса именует победителей популистами и чуть ли не фашистами. Как говорил Генри Форд, кавалер Большого креста ордена Немецкого орла, «машина может быть любого цвета — при условии, что она черная». Так, по мнению европейских либералов, избиратель имеет право на выбор, если он совпадает с их представлениями о прекрасном. «Популизм» победителей состоит в том, что они призывают к изменению экономической политики. Предлагается снизить налоги на граждан и бизнес, чтобы простимулировать экономический рост, что, кстати, и является по-настоящему либеральным подходом к экономике. Кроме того, победившие партии недовольны излишней щедростью ЕС в отношении своих восточноевропейских членов, полагая, что Польша и Венгрия уже достаточно окрепли, чтобы прожить без итальянских денег. Сама Италия находится в непростой экономической ситуации: около трети молодежи безработные, госдолг составляет 2,256 трлн евро, или 131,5% ВВП, это самый высокий в ЕС после Греции уровень задолженности по отношению к внутреннему продукту. Экономический рост в 1,5%, достигнутый в прошлом году, не позволяет надеяться на качественное изменение ситуации.
Миграционный кризис, который не привел к смене власти в Германии на фоне ее быстро растущей экономики, в Италии воспринимается гораздо болезненней. Если немецкая экономика нуждается в новых рабочих руках, то в Италии мигранты воспринимаются как конкуренты за немногочисленные рабочие места. Последние годы сюда прибывало до 200 тыс. нелегалов в год. Причем для того, чтобы попасть в Европу, не обязательно было пересекать Средиземное море: достаточно было немного отплыть от берегов Северной Африки, после чего мигрантов спасала береговая охрана Италии. Уже сегодня переселенцы составляют около 10% населения страны. Бытовые проблемы и уголовные преступления, совершенные нелегальными мигрантами, становятся национальной проблемой. Лука Трайани (ранее участвовал в выборах 2017 года в муниципальный совет города Корридония в качестве кандидата от партии «Лига Севера») устроил стрельбу на улице, целясь в выходцев из Африки. Предположительно к преступлению его подтолкнул недавний случай убийства 18-летней итальянки, совершенного тремя нигерийцами. В ответ на расстрел нелегалы из Африки вышли во Флоренции на демонстрацию против расизма, громя при этом все на своем пути. У многих местных жителей возникают нехорошие ассоциации с вандалами, терроризировавшими Древний Рим с побережья Северной Африки. Современные итальянцы не готовы ждать новой эпохи Возрождения и требуют немедленного наведения порядка. Брюссель после выхода Великобритании из ЕС и демонстративного отказа большинства восточноевропейских стран принимать мигрантов из Африки и с Ближнего Востока находится в крайне затруднительном положении. Если странам Прибалтики, Польше и Венгрии нечего ожидать после разрыва с ЕС, то Италия вслед за Великобританией вполне способна громко хлопнуть европейской дверью. Опасения, что ЕС развалится, должны заставить Брюссель прислушаться к мнению Рима, в том числе по российскому вопросу. Торговая война, разгорающаяся между США и ЕС, тоже не оставляет европейцам выбора: потеря Италии, восьмой крупнейшей экономики мира, серьезно ослабит позиции союза.