История с покушением на убийство в британском Солсбери бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии и последовавший за этим дипломатический кризис (выдворение российских дипломатов общей численностью более 150 человек из 34 стран, в том числе 60 — из США, закрытие генконсульства РФ в Сиэтле и зеркальные ответные меры Москвы) уже стали рубежным этапом развития новой российско-западной конфронтации, ее переходом на качественно новый уровень. Если проводить аналогии с предыдущей холодной войной (которые в любом случае будут плохими), то нынешняя история по своему эффекту и значимости — что-то сродни Берлинскому кризису 1948–1949 годов, придавшему уже начавшейся тогда холодной войне блоковый характер, окончательно расколовшему Германию на ФРГ и ГДР и приведшему к созданию в 1949 году НАТО.
Как и Берлинский кризис семьдесят лет назад, дело Скрипалей объединило Запад, придало ему дополнительное единство и блоковость в противостоянии России, качественно осложнило реализацию российской политики в условиях системной конфронтации с США и придало этой конфронтации еще большую интенсивность. Причем сегодня это объединение произошло вопреки объективным тенденциям размежевания между США и ключевыми западноевропейскими странами — как в целом, так и по политике в отношении России в частности. Помимо этого ключевое отличие состоит в том, что если советское авторство Берлинского кризиса бесспорно, то кто организовал и осуществил покушение на Скрипалей с использованием химического оружия, остается загадкой. С точки зрения мотива оно было категорически невыгодно России. И чрезвычайно выгодно тем, кто стремился сохранить единство Запада в противостоянии с Москвой.
Нелиберальная гегемония
Чтобы понять всю важность и опасность этого кризиса, необходимо проанализировать, какая ситуация сложилась в мире, на Западе и в российско-западных отношениях к началу нового президентского срока Владимира Путина и какую внешнюю политику России было бы наиболее оптимально в этой ситуации проводить.
Во-первых, ближайшие шесть лет представляются решающими с точки зрения способности России выстоять в начавшейся еще в 2014 году конфронтации с США, которая с тех пор существенно интенсифицировалась, приобрела комплексный характер и сегодня включает в себя экономические, политические, внешнеполитические, военные, информационные и идеологические аспекты, — и в конечном итоге выйти из нее, не потерпев нового исторического поражения. В ближайшие шесть лет также станет ясно, возможно ли формирование в обозримой перспективе полицентричного международного порядка, который заменил бы нынешний беспорядок. Порядка, в котором Россия, Китай и другие незападные центры силы воспринимались бы как легитимные независимые державы и полноправные соавторы порядка, глобального и регионального, наравне с США и Западом в целом. Порядка, в котором перед этими странами не стоит выбор, который ставится перед ними Вашингтоном сегодня: трансформироваться по западным лекалам, войти в западный, ориентирова