Результаты первого тура президентских выборов во Франции оказались весьма неожиданными: за пост президента будут бороться Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон. Однако двое других кандидатов — Франсуа Фийон (от правоцентристов) и Жан-Люк Меланшон (от левых радикалов) пришли к финишу лишь с небольшим отрывом от лидеров. А значит, Франция вступила в новую эру: на смену двухпартийной системе пришла четырехпартийная. Необходимо подчеркнуть, что поражение потерпели традиционные партии — во втором туре мы не увидим ни правоцентристских республиканцев, ни социалистов.
Важно отметить и быстрое восхождение Эммануэля Макрона, который, получив поддержку значительной части СМИ, банковского сообщества и большого количества социалистов, практически из небытия взлетел на первое место в первом туре президентской гонки.
Человек из прошлого
В ходе президентской кампании 2017 года во Франции действительно сложилась весьма неожиданная политическая ситуация: на участие во втором туре могли претендовать сразу четыре кандидата. Но неожиданной она была скорее для политических обозревателей и аналитиков, но отнюдь не в контексте общей экономической и политической ситуации во Франции, ухудшение которой за последние десять лет было очевидным. Число безработных в стране постоянно растет, в то время как обещания Евросоюза (и Европейского валютного союза) в полной мере выполнены не были. Начавшись во времена президентства Николя Саркози, при нынешнем президенте Франсуа Олланде ухудшение ситуации продолжилось и даже ускорилось, она стала почти катастрофической. И становится понятно, почему Олланд оказался президентом, рейтинги популярности которого были самыми низкими. Так что на очередных президентских выборах большинство французов решили громко заявить о своем недовольстве нынешним положением дел.
Еще два месяца назад все были уверены, что финальная схватка произойдет между Марин Ле Пен и Эммануэлем Макроном, но затем расстановка сил начала радикально меняться.
Франсуа Фийон проиграл выборы, которые трудно было проиграть: сказались последствия многочисленных скандалов, связанных с его именем. И дело тут не столько в юридической стороне дела (законны ли обвинения, может решить лишь суд), сколько в моральном аспекте ситуации, которая явно не создает этому кандидату в президенты имидж честного и высокоморального человека. Особенно если вспомнить, что Фийон сам упирал именно на честность, противопоставляя себя Николя Саркози, во время президентства которого он был премьер-министром.
Все это оказалось важным еще и потому, что этот кандидат — рьяный сторонник чрезвычайно жесткой политики, предусматривающей радикальные сокращения государственных структур. В своих выступлениях Фийон много говорит о проблемах госдолга, но проводимая им политика скорее способна спровоцировать глубокую рецессию, в результате которой долг только увеличится. Кстати сказать (и многие об этом забывают), эту политику уже пытались проводить с 2011 года до президентских выборов 2012-го: безработица тут же увелич