Новую Партию прямой демократии сегодня называют не иначе, как «партия танчиков». Вдохновитель движения Вячеслав Макаров еще недавно занимал пост директора по продукту World of Tanks компании Wargaming.net. World of Tanks — многопользовательский танковый онлайн-симулятор, успешная мировая игра. Только в России в нее играют порядка трех миллионов человек. Вячеслав Макаров стоял у истоков этого успешного проекта, который был разработан в 2010 году несколькими выпускниками физфака БГУ. Впрочем, сегодня Wargaming.net зарегистрирована на Кипре и оценивается более чем в полтора миллиарда долларов.
Но о «танках» в программе ни слова: игровая компания никак не связана с российской политикой. Партия прямой демократии — это про новые технологии для цифровой демократии. Например, планируется блокчейн-платформа для внутрипартийного голосования по каждому вопросу повестки. Ее разработка оценивается в миллион долларов. Впереди учредительный съезд новой партии 5 марта. В оргкомитет должны войти Борис Чигидин, заместитель начальника юридической службы «Яндекс.Денег»; Алексей Пилько, директор Евразийского коммуникационного центра; Олег Артамонов, гендиректор Unwired Devices, а также совладелец компании GR-Consulting S.r.l Тимофей Шевяков. Потенциальный электорат партии можно увидеть во всех активных пользователях интернета. Всего их в России уже 94,4 млн человек, это почти 80% взрослого населения.
Вячеслав Макаров родился в Москве, он выпускник физфака МГУ и ему сорок лет — таков портрет одного из лидеров Партии прямой демократии, нашего собеседника.
— Чем вы занимались в «танках»?
— Продуктовый директор — это, по сути, главный руководитель по «танчикам», просто отвечал за все.
— И коммерция, и продажи, и разработка, и внедрение новых продуктов?
— За все вообще. «Танки» внутри Wargaming — это отдельный бизнес-юнит, компания в компании. Хотя, конечно, у нас был совет директоров. Это называется продуктовой группой внутри Wargaming. Занимался всем в соответствии со специализацией. Маркетинг-директор, производственный директор, операционный директор, паблишинг-директор.
— Хватало времени на поиграть? Вы вообще геймер?
— Не особо. Даже особо не начинал. Просто делать игры мне интересно, а играть — не очень.
— Зато играть в политику оказалось интересно. Как пришла в голову такая идея?
— Это достаточно безумно прозвучит, но меня немножко взяли «на слабо». Где-то в середине декабря позвали меня на Евразийский экономический форум поговорить о том, как электронное голосование и вообще весь появившийся набор технологических возможностей может повлиять на изменение избирательного процесса. Я идеей увлекся, представил себе в голове картинку, как регулярные голосования граждан могут встроиться в систему госуправления. Нас комментировали: мол, все равно ничего не поменяется, система управляемая, и никто в ней ничего менять не будет. Мы подумали: а давайте попробуем поменять.
Дорогие избиратели, вы что думаете?
— То есть, скорее, увлекла сама технологическая задача?
— Технологи