Обещанный премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном выход королевства из Европейского союза 31 октября так и не состоялся. Джонсон настолько сильно хотел вывести свою страну из ЕС, что даже пообещал скорее умереть в канаве, чем просить его в очередной раз отложить выход. Однако британский парламент проголосовал за просьбу к Евросоюзу об очередной отсрочке, и премьеру пришлось нарушить данное им слово: он не только не умер в канаве, но и передал эту просьбу в Брюссель от своего имени. В письме председателю Европейского совета Дональду Туску Борис Джонсон указал, что вынужден просить отсрочки под давлением депутатов, но станет добиваться проведения досрочных выборов в декабре и формирования нового состава парламента, «который будет способен решить вопрос в соответствии с нашими конституционными нормами».
В Евросоюзе одобрили запрос Великобритании и предоставили Лондону очередную отсрочку брекзита на три месяца — до 31 января 2020 года. Борис Джонсон, в свою очередь, добился от британского парламента проведения досрочных выборов: они пройдут 12 декабря. Лидер лейбористов в палате общин Джереми Корбин, торпедируя выход Лондона из ЕС, в то же время не соглашался на проведение досрочных выборов. По опросам общественного мнения, Лейбористская партия наберет на 10% голосов меньше Консервативной партии. Кроме того, Корбину будет трудно объяснить избирателю, почему его партия в течение трех с половиной лет игнорировала результаты референдума.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному со 2 по 14 октября двумя крупнейшими британскими телеканалами: Channel 5 и ITN, 54% британцев выступают за то, чтобы исполнить решение референдума 2016 года (за выход Британии на референдуме тогда проголосовало 52%), а против выступают лишь 32% (на референдуме против выхода из ЕС высказалось 48% британцев). Наибольшее количество противников выхода Британии из ЕС — в Лондоне, Шотландии и Северной Ирландии. При этом за выход из Евросоюза любой ценой, со сделкой или без, но в оговоренный ранее срок 31 октября высказались 43% опрошенных, 44% — против. Таким образом, британское общество действительно расколото пополам, но лишь относительно формы выхода из ЕС.
Что касается вопроса об имплементации итогов референдума, то число его противников мало и при этом многие голосовавшие против выхода требуют уважения к результатам плебисцита. Декларируя принципы демократии и народовластия, британские и европейские политики на деле пытались поправить свою «заблудшую паству», не выпуская ее из Евросоюза. Длительность выхода Великобритании из Евросоюза пока еще не достигла рекордных показателей перехода евреев из Египта в Землю обетованную, но по современным меркам он очень затянулся. Попытка политиков утопить итоги референдума в многолетней болтовне не может не раздражать британцев.
Смена власти произойдет не только в Великобритании — через месяц уйдет в отставку глава Евросовета Дональд Туск, его сменит бывший премьер-министр Бельгии Шарль Мишель. На смену главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, охарактеризовавшему три с половиной года переговоров вокруг брекзита как «растранжиривание времени и энергии», пришла бывшая министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Новые руководители ЕС вряд ли будут рады уходу Лондона, но, возможно, они не захотят продолжать бессмысленное затягивание этого процесса. Между тем на выходе из ЕС Лондон давно и с нетерпением ожидает Вашингтон. Президент США Дональд Трамп, который давно обещал «премировать» Великобританию за выход из ЕС выгодными двусторонними соглашениями, явно разочарован новой отсрочкой. Белый дом хочет на примере Лондона показать, что двусторонние договоренности с США могут быть экономически более выгодными, чем пребывание в Евросоюзе. «Отдельные положения этого соглашения (сделки Великобритании и ЕС о выходе. — “Эксперт”) не позволяют нам работать, не позволяют торговать. Борису следует быть очень осторожным с этим», — заявил Трамп.