В исследовании журнала «Эксперт» респондентам предлагалось дать ответ на несколько вопросов, посвящённым легитимности, открытости и конкурентности как самой кампании, так и голосования, о позитивных изменениях в системе и часто встречающихся нарушениях, об активности граждан и их интересе к выборам, о популярных политических технологиях привлечения избирателя и о новых лицах в политике.
В целом можно говорить о том, что все специалисты в позитивном ключе оценивают ход политической реформы. Удалось добиться заметно большей открытости и легитимности избирательной системы, хотя далеко не все партии сегодня приспособились к нововведениям. Это мы видим по результатам выборов, частично это соображение объясняет и доминирование «Единой России» в новой Госдуме седьмого созыва. Показатель «конкурентности» растёт незначительно. Растёт во многом из-за успешно проведённых праймериз партии власти, а падает в результате деградации малых внепарламентских партий и неготовности партий парламентской оппозиции работать «на местах», с одномандатниками и локальной повесткой. Тем не менее, в отличие от предыдущих кампаний практически отсутствовали скандалы, связанные с недопуском тех или иных сил к выборам. Но получается, что вовсе не препоны со стороны власти мешают партиям составить должную конкуренцию кандидатам от «Единой России», а недочёты в собственной работе.
Самыми популярными нарушениями в нынешнем избирательном цикле назывались административное давление властных органов в ряде регионов России на агитационные кампании оппозиционных политиков и элементы противозаконной агитации. А также так называемые «карусели» в ходе самого голосования и голосование по открепительным удостоверениям.
Респонденты не отметили существенного снижения интереса граждан к выборам и политике в целом, однако подчеркнули следующие моменты, которые повлияли на явку: это перенос думского голосования с зимы на раннюю осень, непривычная для избирателя кампания по одномандатным округам, а также неспособность оппозиционных партий предложить альтернативную повестку и сознательная игра на понижение явки со стороны регулятора.
Перенос активной фазы избирательной кампании с осени на лето также повлиял на перечень политтехнологий, которыми пользуются команды кандидатов. Так, практически бесполезными оказываются печатная продукция, билборды, интернет-агитация и телевизионная реклама. В то же время возросла роль «контактной», «коммуникативной» агитации, которая проводится во дворах и на улицах при встрече политиков с избирателями с упором на обсуждение локальной, местной, «дворовой» повестки. Именно в этом компоненте кампания «Единой России» превзошла конкурентов и получила серьёзный задел на итоговую победу в голосовании.
Наконец, практически все респонденты отмечают (и уже не первый год) заметный рост количества «новых лиц» в избирательных кампаниях разных партий и уровней. Конечно, в новой Госдуме мы их практически не увидим – там обновление происходит за счёт опытных политиков, пришедших из региональных парламентов. В то же время наблюдать будущее пополнение политического класса можно было на праймериз «Единой России», а также на выборах более низкого, муниципального уровня. Это вполне соответствует духу политической реформы, которая создаёт стимулы для «укоренения» партий на местах и вынуждает партии искать новые лица в регионах, чтобы «прогонять» их по «лифтам» к высшей федеральной лиге.
Ниже мы предлагаем вашему вниманию ответы публичных политологов и политтехнологов на вопросы нашего исследования.
1) Оцените курс на «конкурентность - открытость – легитимность» (КОЛ) избирательного процесса. Какие позитивные черты этого курса реально удалось внедрить за последние пять лет?
Дмитрий Фетисов, политический консультант, директор консалтингового агентства «NPR Group»
Можно признать, что концепция КОЛ, продвигаемая администрацией президента (АП), за последние пять лет активно реализуется на практике. Особенно это заметно на губернаторских выборах, где реализации этой концепции уделяется самое большое значение, и претенденты на победу ставятся в равные условия, независимо от принадлежности той или иной партии. Другой момент, что из-за низкого политического уровня региональных элит многие кандидаты не совсем понимают как это использовать в свою пользу. Поэтому пока мы имеем только одну победу на губернаторских выборах представителя оппозиционной партии (Левченко в Иркутской области) и провалы тех, кто имел все шансы на победу, но за счет собственных ошибок её упустил (Денисенко в Омске, Соловьев в Твери, Куринный в Ульяновске). Нет претензий к реализации концепции КОЛ и на выборах в Государственную Думу. Все сильные кандидаты и оппозиционные партии были допущены к выборам. В любых потенциальных скандалах, связанных с недопуском тех или иных кандидатов, отсутствует «рука АП», но бросаются в глаза ошибки самих кандидатов и их штабов (внутренний конфликт в «Партии Пенсионеров», низкое качество подписной кампании Ищенко в Волгограде, и вследствие этого отказ в регистрации).
Андрей Тихонов, эксперт Центра политического анализа
За эти пять лет удалось значительно увеличить количество партий, участвующих в выборах. Но существенного влияния на ход выборов этот факт не оказывает, поскольку малым партиям не удалось за короткое время набрать вес, и особых перспектив у них не просматривается. Политическая система оказалась ограничена существующими парламентскими партиями. Более того, из нее постепенно выпадает «Справедливая Россия». Зато в избирательном процессе стали принимать участие такие радикальные силы как «Парнас», что сводит на нет аргументы непарламентской оппозиции о том, что ее представителей не пускают на выборы.
К тому же удалось значительно уменьшить количество скандалов, связанных с нарушениями выборного законодательства, в чем большая заслуга нового состава Центризбиркома. Гораздо меньше стало взаимного поливания грязью со стороны кандидатов. И все это вместе увеличивает доверие к избирательной системе.
Аббас Галлямов, политолог
Администрации президента действительно удалось внедрить в сознание общества тему честности и конкурентности. Конечно, в глубине души сомнение у людей сохраняется - верить властям в России в целом не принято. Однако сейчас это сомнение не актуализировано. С помощью мощного информационного прессинга Кремль загнал его далеко вглубь.
Максим Жаров, политолог
Впечатляющая победа «Единой России» и достижение партией конституционного большинства в Думе по итогам выборов 18 сентября в целом показывают правильность выбранной Кремлем установки на открытость, конкурентность и легитимность выборов.
Однако эта победа для «Единой России» достигнута властью в основном за счет сознательной ставки на снижение интереса к выборам у основной массы избирателей, т.е. понижение явки и фактический возврат к формуле «Единая Россия» - партия Путина». Не столько сама «Единая Россия», ее программные установки, т.н. «новые лица» партии, сколько Владимир Путин и его безусловный авторитет у граждан России являются главным слагаемым успеха единороссов.
По итогам выборов 18 сентября можно сказать, что власти удалось сделать выборы в Госдуму прозрачными для международной общественности и открытыми на этапе голосования избирателей в день выборов. По партспискам единороссы были вне конкуренции в силу все возрастающей идеологической и технологической немощи парламентской и несистемной оппозиции, морального и возрастного старения ее лидеров.
Конкурентный характер выборов по одномандатным округам имел место в начале кампании, но в ее финале, когда людям стало известно о встрече Владимира Путина с представителями «Единой России», избирательные кампании в округах приобрели фактически референдумный характер в силу действия формулы «ЕР – партия Путина».
2) Назовите наиболее часто встречающиеся нарушения в ходе избирательной кампании и самого голосования.
Дмитрий Фетисов
Одним из самых распространенных нарушений в этой кампании стали так называемые «фейки» от лица оппонентов. Одним из самых заметных примеров, пожалуй, стоит назвать распространенную подделку изображения билборда кандидата Цыбизовой в Волгограде где вместо оригинального слогана «Движение вперед!» было изображено «Движение в перед!»
Андрей Тихонов
Среди нарушений можно, прежде всего, выделить сокрытие судимости. «Единая Россия» приняла решение не поддерживать таких кандидатов, поэтому некоторые политики с судимостью решили ее скрыть, чтобы получить поддержку партии. Гораздо меньше стало случаев незаконной агитации. Кандидаты и партии сумели адаптироваться к новому выборному законодательству, ужесточающему правила ведения агитации.
Аббас Галлямов
Обрушение агитсетей оппозиции с помощью административного давления, организованное голосование бюджетников и сотрудников подконтрольных предприятий, переписывание протоколов, карусели, нарушения в ходе голосования на дому.
Максим Жаров
Наиболее заметным для публики при низкой явке избирателей стало использование т.н. «управляемого голосования» (коллективное голосование по открепительным удостоверениям). Наиболее ярко это проявилось в Москве и Санкт-Петербурге. Само по себе коллективное голосование по открепительным удостоверениям не является нарушением (если оно, конечно, не носит принудительный характер), однако в ситуации низкой явки оно стало более чем заметно для наблюдателей на выборах, чем они и воспользовались, попытавшись оспорить итоги выборов на своих участках.
3) Можно ли говорить о том, что интерес населения к выборам снижается год от года? Какова причина? Как это влияет на инструментарий избирательной кампании в практическом смысле?
Дмитрий Фетисов
Я бы не стал говорить о снижении интереса населения к выборам. А вот падение явки последние годы объясняется тем, что теперь кампания проходит в «летний период». Институт одномандатников привлекает больше внимания населения к выборам, но только в тех округах, где существует конкуренция. А таких на этих выборах меньше половины. Несомненно привлекает внимание общества к выборам и праймериз ЕР. И в этом плане, проведение праймериз и позволило ЕР заранее стать явным фаворитом выборов, а дальше контролировать свой рейтинг.
Андрей Тихонов
Интерес к думским выборам традиционно значительно выше интереса к выборам региональным. Поэтому говорить о каком-то снижении внимания к избирательному процессу я бы не стал. Правда, снижается качество дебатов и остается на низком уровне уровень агитационных материалов. Партии и кандидаты считают своим долгом замучить людей бесконечными бездарными баннерами в свою поддержку. Это утомляет граждан и вызывает раздражение. Мало кто из партий и кандидатов может предложить содержательную повестку. Все это сказывается на интересе к выборам. Появление одномандатников в этом процессе особой роли не играет, поскольку в подавляющем большинстве округов есть один явный фаворит и отсутствует острая борьба. Еще реже встречается борьба идей, а не личностей. Праймериз «Единой России» на явке на выборах не сказывается, поскольку к дате выборов импульс от праймериз уже ослаб.
Аббас Галлямов
Долгосрочного тренда на снижение интереса к выборам нет. Следующие выборы вполне могут оказаться более интересными, чем эти, и явка возрастёт. Появление одномандатников хотя бы теоретически способствует повышению интереса к выборному процессу. Институт праймериз пока особого интереса не вызвал, хотя в дальнейшем ситуация здесь может измениться.
Максим Жаров
Думаю, что интерес людей к выборам по-прежнему высок, но они отказываются идти на выборы, поскольку не видят партии или кандидата, которые бы реально отражали их политические взгляды. Российская партийная система замерла в своем развитии на уровне 2007 года, и появляющиеся с тех пор новые партии имеют существенные идеологические или технологические изъяны, которые не позволяют им собирать голоса избирателей соответствующих взглядов.
В среднесрочной перспективе сознательная ставка власти на понижение у людей интереса к выборам ведет к полной деградации партий в стране. В связи с этим не случайны дискуссии на следующий же день после выборов о двух-трехпартийной системе или даже и вовсе отмене выборов по партспискам и переходе к избранию Госдумы только в одномандатных округах. Не случайна и дискуссия о необходимости введения в стране обязательного голосования на выборах, начатая главой Центризбиркома России Эллой Памфиловой за несколько дней до выборов. Дискутирование на эти темы говорит о том, что в самой власти существует серьезное беспокойство за целостность партийной системы в стране в связи со слишком сильной «деполитизацией» избирателей.
4) Какие политтехнологии (старые и новые) сегодня наиболее востребованы и практически эффективны?
Дмитрий Фетисов
Если говорить об изменениях в технологиях, то сильно упало значение печатной продукции и видеороликов, т.к. люди летом мало читают и смотрят телевизор. Эффективно показала себя на практике такая технология как формирующие опросы. Большое значение стали иметь телефонные опросы с возможностью биллинга звонков, а потом дополнительного обзвона своих сторонников для мобилизации их в день голосования. Растет значение интернет-технологий, но далеко не все штабы кандидатов умеют грамотно это использовать.
Андрей Тихонов
Эти выборы демонстрируют кризис политических технологий. Они фактически не изменились с 90-х годов и уже практически не работают. За двадцать пять лет демократии избиратели стали опытными и их банальными манипуляциями провинциального цирка уже не проведешь. Люди ждут от политиков не фокусов, а решения их проблем. Нельзя сказать, что политики это не понимают, трюков стало гораздо меньше, со стороны фаворитов они отсутствуют вовсе. По-прежнему основной политической технологией остается непосредственное общение с избирателями.
Аббас Галлямов
Самой эффективной предвыборной технологией, как и прежде, остаётся формулирование грамотного месседжа и целенаправленное его внедрение с помощью агитсети и СМИ. Важнейшим инструментом здесь является личное общение кандидата с избирателями.
Максим Жаров
Прошедшие парламентские выборы прошли в России под знаком подавления политтехнологий как основы для победы партии или кандидата на выборах. Ставка на массирование встреч кандидата в депутаты с избирателями в ситуации референдумной кампании (когда избиратель голосует за мало знакомого ему кандидата только потому, что он единоросс и «за Путина») вряд ли оправданна по финансовым и ресурсным соображениям. Сознательное подавление использования партиями и кандидатами политехнологий убивает интригу на выборах, приводит к апатии у избирателя, что в конечном счете отрицательно сказывается на явке.
5) Можно ли говорить о новых претендентах на вход в политический класс, так называемую «посткрымскую элиту»? Наблюдаете ли вы новые лица на выборах? Дайте им характеристику.
Дмитрий Фетисов
Если говорить о новых лицах на уровне политических партий, то таких нет. А вот в одномандатных округах есть немало интересных амбициозных людей молодого и среднего возраста, которые хотят реализоваться в политике. Это, так называемые в среде политтехнологов «политики 2.0», активные, энергичные люди, умеющие конвертировать все имеющиеся у них ресурсы для победы и работающие на свой рейтинг и репутацию не за пару месяцев до выборов, а постоянно в ходе всей политической деятельности.
Андрей Тихонов
Новая Дума может стать ступенью для роста депутатов региональных законодательных собраний. Это основная особенность нынешних выборов, вызванная возвращением одномандатных округов. Поэтому правильнее говорить не об обновлении политического класса, а о переходе на новый уровень его отдельных его представителей. Людей с улицы в новой Думе не ожидается.
Аббас Галлямов
Новые лица появляются. Единственное, что по-настоящему от них нужно на выборах, - это сильное желание победить и готовность работать для этого. Лучше кандидат, который не умеет выступать, но готов учиться этому и набивать шишки, чем хороший оратор, который не любит рядового избирателя и не хочет общаться с ним. Пока последних - большинство.
Максим Жаров
Претенденты на вход в политический класс у нас есть, и их множество – это хорошо показали праймериз «Единой России». Однако по итогам выборов 18 сентября эти действительно новые для избирателя лица в Думе практически не представлены. Ротация депутатского корпуса происходит в этом году через переток в Думу депутатов из региональных парламентов (которые сами по себе для избирателя новыми лицами не являются). Совсем уж неофитов в новом составе Думы можно пересчитать буквально по пальцам.