Через неделю депутаты парламента Южной Кореи приступят к обсуждению импичмента президента Пак Кын Хе. Южной Корее не привыкать к скандалам, но нынешний в буквальном смысле этого слова потряс страну. Кроме официальной попытки уволить главу государства, скандал привел к невиданному падению рейтинга президента. Популярность Пак Кын Хе упала до рекордных… 4%. И тем не менее, говорить об ее импичменте как о свершившемся факте явно преждевременно.
Поскольку Пак Кын Хе пока решительно отвергает предложения уйти в отставку по-хорошему, многочисленные противники первого в Южной Корее президента в юбке решили избавиться от нее по-плохому и начали процедуру импичмента. Обсуждение этого важного вопроса в южнокорейском парламенте состоится через неделю, 2 декабря.
Пак Кын Хе, напомним, обвиняют в соучастии в преступлениях, совершенных ее близкой подругой на протяжении четырех десятилетий Цой Сун Силь. Ей, а также двум уже бывшим помощникам президента в прошлое воскресенье были предъявлены официальные обвинения в коррупции, мошенничестве и злоупотреблении властью, выражающемся в незаконном влиянии на принятие важных решений на государственном уровне. Один из президентских экс-секретарей к тому же обвиняется в разглашении секретной информации.
Южная Корея находится на пороге социального взрыва. Демонстрации протеста проходят по выходным уже больше месяца. На них выходят многие сотни тысяч человек. На субботу прошли новые масштабные акции, участники которых потребовали от Пак отставки.
Опрос организации Realmeter показал, что 86% опрошенных недовольны деятельностью президента. По опросам института Гэллапа, эта цифра еще выше – 93%. 80% респондентов считают, что ей следует объявить импичмент. Пресса в основном тоже на стороне сторонников импичмента.
Президент Пак пока на уговоры уйти по-хорошему не реагирует. Она не только отказалась приезжать на допрос, но и назначила специального прокурора для расследования громкого скандала. Пак, очевидно, посчитала, что двух публичных извинений, а также увольнения 10 старших советников и смены премьер-министра и министра финансов достаточно.
По 65-й статье Конституции Южной Кореи Национальная ассамблея (парламент) может начать процедуру импичмента в случае нарушения президентом конституции в ходе исполнения служебных обязанностей. Сначала под петицией отрешить главу государства от власти должны расписаться как минимум треть из трехсот законодателей. Для запуска технической процедуры требуется простое (50,1%) большинство законодателей. И наконец для отправки президента в отставку петиция должна набрать как минимум две трети голосов в парламенте. На следующий день после официальной отставки бывшего главу государства уже можно привлечь к судебной ответственности, в том числе и к уголовной.
Закономерный вопрос, почему законодатели так долго тянули с импичментом, существует простой ответ. Процедура эта длительная. Между тем, Пак в любом случае покинет пост президента в феврале 2018 года после выборов, которые запланированы на декабрь 2017 г. По Конституции, президент в Южной Корее не имеет право занимать высший пост в государстве больше одного пятилетнего срока.
Несмотря на рекордно низкий рейтинг президента Пак Кын Хе далеко не факт, что ее удастся отправить в отставку. У оппозиционной Демократической партии, инициатора процедуры импичмента, в Национальной ассамблее 121 депутат, а у Народной партии, поддерживающей отставку – 38 мест. Вместе с представителями третьей оппозиционной партии – Партии справедливости численность сторонников импичмента увеличивается до 165. Это позволяет противникам Пак легко преодолеть 50-процентный рубеж в 150 голосов. Импичмент поддерживает и шестерка независимых депутатов, что увеличивает численность сторонников отставки Пак до 171 депутата. Однако для импичмента президента по Конституции необходимы не меньше 200 голосов. Это значит, что сторонникам импичмента необходимо уговорить поддержать их как минимум три десятка членов правящей партии Сэнури.
Политическую судьбу 64-летней Пак Кын Хе, очевидно, будут решать однопартийцы президента. Если бывшего председателя консервативной партии Сэнури Ким Му Сун, выступающего за импичмент, поддержат еще не меньше 28 депутатов, то на юге Корейского полуострова произойдет смена власти. Анализ критических выступлений консерваторов из Сэнури в адрес Пак показывает, что импичмент вполне возможен.
Сразу после решающего голосования дело переходит в Конституционный суд, а обязанности главы государства по Конституции начинает исполнять глава правительства. Переходный период может затянуться на шесть месяцев. Для окончательного решения по отрешению президента от должности нужно, чтобы за импичмент проголосовали 6 из 9 судей Конституционного суда. Проблемы у оппозиции могут возникнуть даже на этом последнем этапе, потому что как раз шесть судей были назначены в высший судебный орган Южной Кореи предыдущими консервативными президентами и партией Пак. То есть вероятность того, что судьи могут проголосовать против импичмента, достаточно высока.
Прецедент импичмента президента парламентом в истории Южной Кореи есть. В 2004 году Национальная ассамблея проголосовала за отстранение от власти президента Но Му Хёна, однако Конституционный суд через два месяца это решение отменил. Судьи решили, что нарушение закона было недостаточно серьезным для отставки. Президент, который по Конституции должен быть политически нейтрален, перед парламентскими выборами агитировал за свою правящую партию.
Конечно, говорят специалисты, Пак Кын Хе провинилась значительно сильнее Но. По крайней мере, ее имя встречается на 29 из 33 страниц обвинительного заключения прокуратуры. Не удивительно, что в Южной Корее многие считают ее как минимум соучастницей в преступлениях, в которых обвиняют ее подругу и советницу, а также двух бывших секретарей.
Южнокорейская оппозиция считает, что процесс импичмента необходимо ускорить. Она ссылается на неутешительный пример – импичмент бразильского президента, который затянулся на год. За это время бразильская экономика, уже находившаяся в кризисе, еще глубже сползла в рецессию.
Громкий скандал на юге Корейского полуострова начинает негативно сказываться на экономике. Например, в штаб-квартиру южнокорейского гиганта Samsung на этой неделе уже третий раз после начала скандала явились с обысками прокурорские работники.