Почти одновременно с принятием Америкой нового санкционного закона против Ирана, России и Северной Кореи разгорелся скандал вокруг компании Siemens, обвиняемой в нарушении санкций ЕС против России, введенных в 2015 году. Скандал приключился в связи с поставками газовых турбин большой мощности для возводящихся в Крыму и Севастополе новых электростанций.
Дело в том, что для строящихся на вернувшемся в Россию полуострове Симферопольской и Севастопольской ТЭС были поставлены газотурбинные установки SGT5–2000E. Эти машины действительно разработаны силами компании Siemens. Но произведены они были, как уверяет российская сторона, на территории России.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуровранее отмечал, что российская сторона обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. По словам министра, Симферопольская и Севастопольская ТЭС будут оснащены турбинами российского производства, но с использованием элементов, изготовленных за рубежом.
В компании «Технопромэкспорт» — подрядчике строительства ТЭЦ и покупателе турбин указывают, что поставленные в Крым турбины «прошли модернизацию и специфицированы по характеристикам под проект с использованием российских ноу-хау».
В свою очередь немецкая сторона утверждает, что турбины были изначально заказаны для предполагаемой электростанции в Тамани. Ее должен был строить все тот же «Технопромэкспорт», но так и не построил. А турбины между делом пристроил в Крым — не пропадать же добру.
Но немцам такая находчивость не понравилась. Как утверждают в Siemens, якобы в контракте даже было прописано обязательство ни в коем случае не поставлять ничего в Крым. Ну а пока 21 июля этого года Siemens объявил о заморозке энергетических проектов в России. Впрочем, особо подчеркнув, что речь идет только об энергетике — покидать российский рынок вообще холдинг не намерен, поскольку здесь много интересных и надежных партнеров.
Хотели как лучше
До 2014 года Крым сильно зависел от поставок электроэнергии с «континентальной» Украины. Но довольно скоро линии электропередачи, связывающие регион с Украиной, были перерезаны не в меру ретивыми украинскими «патриотами» и крымско-татарскими активистами.
В какой-то мере проблема была купирована переброской энергомоста из «большой» России (он прошел по дну Керченского пролива), отчасти помогли поставленные на полуостров дизель-генераторы. Но в полной мере проблема могла быть решена только за счет развития собственной масштабной генерации на полуострове, причем развития в как можно более сжатые сроки. Собственно, крымские электростанции совокупной мощностью 940 МВт должны дать первую энергию уже в 2018 году.
И здесь возникли некоторые трудности. Россия имеет неплохие компетенции в производстве паровых турбин. Именно они в свое время составляли основу советской тепловой генерации, а сегодня вполне успешно поставляются на экспорт.
Проблема в том, что тепловая электростанция, работающая на угле или мазуте,