Все недееспособные политические партии похожи друг на друга, каждая успешная политическая партия успешна по-своему. Коммунистическая партия Китая свою успешность объясняет неизменным учетом «китайской специфики».
«Китайская специфика» — это не только без малого миллиард и четыреста миллионов населения. И не только 89 млн членов КПК. Это национальная пилотируемая космическая программа «Шэньчжоу» с эксклюзивно китайской орбитальной лабораторией «Тяньгун-2»: Китай — третья в мире страна, самостоятельно отправившая человека в космос. Это наука, вторая после США по индексу цитирования и вторая же по капиталовложениям в НИОКР. Это бурное развитие высокоскоростных железных дорог, при том что даже теперь электрифицированных путей в стране всего 12%, а электровозов — лишь 15% локомотивного парка. Это авианосец национального производства, практически не уступающий американским. Это Хайдянь, что чуть севернее Пекина, где создана китайская Кремниевая долина, шокирующая темпами и масштабами своих разработок. Это завоевывающие мировой рынок ИТ-компании Huawei, Lenovo, Alibaba…
«Китайская специфика» — это сочетание быстрого экономического роста и всестороннего комплексного развития, планирования и рынка, постепенности при радикальных реформах, экономическая эффективность при деятельном стремлении к социальной справедливости. А еще это сотни миллионов работающих людей, у четверти из которых, по данным социологов, на досуг остается менее часа в день, а еще у стольких же — от одного до двух часов. Отсюда и «китайское чудо»: более чем десятикратное увеличению ВВП страны с 1978 по 2010 год. Но сорок лет ежегодного роста ВВП в среднем на 10% в год таят в себе и немалые угрозы.
Перспективы китайской экономики были основным вопросом, обсуждавшимся на XIX съезде Компартии Китая. «Китай входит в стадию преодоления больших трудностей, в зону “глубокой воды”, — констатировал китайский официозная газета “Жэньминь жибао” накануне открытия съезда. — Теперь реформы сопряжены со множеством тонкостей, сложностей, серьезных вызовов».
Китайские коммунисты, как и коммунисты всего мира, большие любители пышных лозунгов и знаменательных дат. Предстоящая пятилетка — до ХХ съезда КПК — названа «переходным историческим периодом», за который стране предстоит «полностью построить среднезажиточное общество» — сяокан, как именуют его китайцы, — ровно к столетнему юбилею КПК. И «будучи на подъеме, начать новый поход к цели, намеченной к столетию КНР, — всестороннему построению модернизированного социалистического государства». Последняя задача двухэтапная: за 2020–2035 годы необходимо «подняться до уровня стран-лидеров инновационного типа», а за следующие пятнадцать лет превратить Китай «в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу».
Риски и вызовы
За лозунгами кроется серьезная проблема: назревшая необходимость оптимизации структуры экономики и становление новых стимулов развития. Экстенсивный путь раз