Победитель осенних выборов в Германии блок ХДС/ХСС достиг компромисса с социал-демократами, которые пришли к финишу вторыми, о создании коалиции. Затяжной политический кризис близок к завершению, однако договор партийных боссов СДПГ еще должны завизировать члены партии. Четвертого марта станет известна судьба коалиции. Пока уровень поддержки партийного компромисса довольно низкий. Если соглашение провалится, Германию ждут перевыборы или правительство меньшинства.
На кон поставлено многое, потому канцлер Ангела Меркель согласилась на невероятные уступки ради коалиционного соглашения. Альтернатива договоренностям — дестабилизация германского государства, утрата им статуса «евростержня», дефрагментация агонизирующего Евросоюза и резкое усиление позиций США в Европе.
Форсированный вариант
Надо признать, что ответственные политики, возглавляющие две «народные» партии Германии, не могли, не имели права не достичь компромисса. По итогам выборов в бундестаг в сентябре 2017 года голоса избирателей беспрецедентно размазались: 709 депутатов из семи партий образовали шесть фракций. Партии правившей коалиции катастрофически растеряли доверие. Номинальные победители христианские демократы набрали лишь 33% голосов, а их союзники социал-демократы просто провалились — их поддержало как никогда мало избирателей — 20,5%. Потеряв на выборах почти два миллиона голосов, СДПГ заявила, что будет вести борьбу с политикой правительства, чтобы вновь обрести свое лицо и возродиться.
Меркель поначалу попыталась склеить коалицию с «зелеными» и «свободными демократами». Но эксперимент был заведомо обречен: о чем-либо договариваться с «зелеными» догматиками в принципе невозможно. Но, к счастью, в стержневом государстве Евросоюза оказалось достаточно политиков, осознающих катастрофичность последствий затяжного правительственного кризиса и для Германии, и для Европы.
И когда христианским демократам пришлось вновь обратиться к социал-демократам с предложением о возобновлении коалиции, ответственность за страну оказалась важнее межпартийных конфликтов. К контактам с консерваторами нынешнего лидера германских социал-демократов Мартина Шульца фактически принудил федеральный президент Вальтер Штайнмайер и члены его группировки в СДПГ.
Компромисс
Социалисты всю избирательную кампанию клялись жестко оппонировать в бундестаге христианским демократам. Прошлый опыт и социал-демократов, и, ранее, свободных демократов убедительно показал, что союзничество с ХДС/ХСС во главе с Меркель грозит превращением в маргинальную политическую силу, а то и политическим самоубийством. Поэтому обещания уйти в оппозицию воспринимались членами и сторонниками СДПГ как шанс на обновление, на возвращение к действительно социал-демократическим принципам, как единственно возможный способ преодолеть затянувшийся внутрипартийный кризис. И немцы, голосуя за СДПГ и ХДС/ХСС, рассчитывали на возобновление противостояния двух крупнейших партий страны с их идеологически несовместимыми программными принципами.
Не