Рассуждая о демократии, о том, какие страны демократические, а какие нет, мы часто забываем, какой путь прошла политическая система стран, которые ныне представляются витриной демократии. И по большей части мы не задумываемся над тем, почему она прошла этот путь. И, что еще более важно, многие, неосознанно следуя примеру Фукуямы, воспринимают нынешнее состояние демократии в этих самых витринах как вершину ее развития и конец ее истории. Но, как показывает сама история, состояние политических институтов той или иной страны предопределяется социально-экономическим состоянием общества в этой стране. Последние десятилетия общество как развитых, так и развивающихся стран испытывает непрерывные и очень большие изменения, а следовательно, можно ожидать эволюции и политических институтов, и представлений граждан о демократии, причем в различных социальных группах могут сформироваться различные представления о ней.
Немного предыстории
Главные признаки современной демократии, которые приводятся во всех учебниках политологии, таковы:
1. гарантии прав и свобод человека;
2. политический плюрализм;
3. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;
4. «разделение властей», при котором единственным законодательным органом считается парламент;
5. публичность власти.
Однако в таком виде демократия окончательно сложилась только в 50–70-е годы ХХ столетия. Хотя считается, что основы современной демократии были заложены британским Биллем о правах в конце XVII века, первоначально она распространялась только на мужчин из высших слоев общества; мужчины из низших классов получили эти права в полной мере довольно поздно. В Европе — в основном после революции 1848 года, в США — в 1870 году, с известными ограничениями, касающимися афроамериканцев. А в Великобритании — после многочисленных реформ и с существенными ограничениями в конце XIX века. Что касается женщин, то они даже в самых развитых демократиях получили избирательные права достаточно поздно. Скажем, в США это произошло только в 1920 году, в Великобритании — в 1928-м, во Франции — в 1944-м, в Швейцарии — в 1971-м.
Почему мы об этом вспомнили? Дело в том, что ограничения избирательных прав были не просто результатом эгоизма правящих классов, а снятие ограничений — не просто результатом борьбы различных слоев населения. Эти ограничения в значительной мере определялись социальной структурой общества, в которой низшие классы были настолько отчуждены от высших и от самого государства, что, во-первых, сами не претендовали на политические и гражданские права, потому что не видели в этом нужды, а во-вторых, между ними и высшими классами не могло быть никакого социального компромисса, на котором, собственно говоря, и основана современная представительная демократия. Низшие классы не были способны учитывать интересы высших классов, равно как высшие классы не могли учитывать их интересы. Допускать низшие классы к избирательным урнам высшие классы считали просто опас