Пружина ожиданий нового курса развития страны распрямляется со скрипом. В три стремительных майских дня наступила ясность с руководящим составом правительства и с парадигмой социально-экономической программы, но еще немало интриг заложено в судьбах министерских кресел и инструментах наполнения майского указа Владимира Путина деньгами. Два года со старта пресловутого поиска образа будущего России общественность пыталась держать нос по ветру, стараясь угадать концепт все чаще декларируемых постулатов кремлевской повестки: «рывок», «перемены», «приоритет внутреннего развития над внешней повесткой». Путин остался верен себе, сделав ставку на консервативную эволюцию принятого курса и годами проверенные кадры.
Вертикаль спрямили
Консервативная политика не означает консервации системы. Для свершения «рывков» Владимир Путин предложил стране новую административно-политическую модель, элементы которой, по-видимому, прорабатывал еще в начале третьего срока. Тогда, в 2012-м, планировалось передать функции стратегического планирования и контроля за развитием внутренней социально-экономической политики в Кремль, лишив правительство известной доли субъектности. Но помешали война на Украине, санкции и противостояние с Западом. Сегодня сложилась еще более спрямленная вертикаль. Правительство Дмитрия Медведева лишено фигур политических и, как показало, скажем, дело «Суммы», связанных с интересами олигархических кланов. Ушли близкие Медведеву вице-премьеры Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Сергей Приходько, а также Дмитрий Рогозин. Им подбирают варианты трудоустройства: Дворковичу предложено возглавить «Сколково», Рогозина могут направить на работу в «Роскосмос».
Кабинет министров стал технической, технократической структурой. О кадровой подоплеке перемен говорить до объявления министерских фамилий еще рано, но угадывается принцип «резервисты — наставники», который созвучен кадровой политике администрации президента последних лет. В этой схеме наставниками выступают вице-премьеры, доверенные кадры Владимира Путина, с которыми он работал в правительстве 2008 года. Молодых резервистов мы, вероятно, увидим в руководящем составе министерских ведомств — либо во главе, либо на позиции заместителей. Вооруженные опытом наставников, эти кадры могут возглавить следующую волну бюрократов.
Состав вице-премьеров серьезно обновился. Из девяти назначений только три чиновника сохранили портфели, правда, их передвинули на новые участки работы. Ольга Голодец, ранее ответственная за социальную политику, направлена курировать культуру и спорт. Дмитрий Козак, опекавший Крым и Севастополь, займется развитием промышленности и энергетики. А экс-вице-премьеру по культуре, молодежной политике и спорту Виталию Мутко передали сферу строительства и региональную политику. Это самое неоднозначное назначение, которое можно объяснить разве что опытом Мутко при строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу и желанием «показать фигу» западным допинговым претензиям.
Самое ответственное напра